Вопрос 3

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках ленинградской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б. Г. Ананьева. По мнению Б. Г. Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, ленинградская психологическая школа, как и московская, в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.

По мнению Б. Г. Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Б. Г. Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

Вопрос 4.Раскройте сущность позиции Московской психологической школы о проблеме личности.

Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов — представителей московской школы, в том числе А. В. Петровского. В учебнике «Общая психология», подготовленном под его редакцией, дается следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество — это не, просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов. Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны по содержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека. Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных положения. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Вопрос

«Периодизация психического развития личности Э. Эриксона».

Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.

Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы они не смогли нанести себе вред. Во втором племени Сио детей не пеленали, а давали полную свободу движения.

Результат: Сио врастали сильными, развитыми с психологически открытым свободолюбивым характером. Дети другого племени вырастали подозрительными в общении, проявляли осторожность.

Эриксон считал, что развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Эриксон осознавал, что последовательность стадий развития ребенка зависит также и от биологического начала. Ребенок в периоды развития проходит ряд следующих друг за другом стадий.

На каждой стадии он приобретает определенные качества, которые Эриксон называл личностные новообразования. Они фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды.

Существенным качеством новообразования на всех возрастных этапах Эриксое считал идентичность.

Идентичность – это условие психического здоровья ребенка и если идентичность не сложится, то человек не найдет себя, своего места в будущем, в обществе и окажется инертным и потерянным.

1 стадия идентичности формируется в младенческом возрасте и выражается в доверии или не доверии к миру. Если ребенок получает от матери не только молоко, но и необходимый уход и общение, то он с доверием относится к миру. Если нет – то недоверия и страх.

2 стадия раннего возраста. Идентичность проявляется в чувстве самостоятельности. Если стремление ребенка к самостоятельности не подавляется, то устанавливается соотношение между желанием сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.

Баланс между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

3 стадия совпадает со старшим дошкольным возрастом и к идентичности добавляется инициатива. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация. Ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.

4 стадия – младший школьник

В этот период происходит постижение основ трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Критерии установления дружеских отношений: если ты хорошо учишься – дружим, плохо – нет. Если достижения ребенка не велики, то ребенок остро переживает свою неумелость, у него образуется чувство неполноценности.

5 стадия – старший подростковый возраст

Формируется целостная идентичность личности. Включаются моменты с прошлых стадий - доверие к миру, самостоятельность, инициатива, компетентность, что позволяет решить задачи, которые ставит перед ним общество – задачи самоопределения и выбора жизненного пути. Если не удается осознать себя и свое место в мире, то у подростков развивается диффузное чувство идентичности. Оно взаимосвязано с инфантилизмом и желанием как можно дольше не становится взрослым, ждать опеки. Так Эриксон дает периодизацию:

1 этап младенческий возраст 0-1года

2 этапа ранний возраст 1-3 года

3 этапа дошкольный возраст 3-6 лет

4 этап пубертатный возраст 6-13 лет

5 этап юность 13-18 лет

Далее личность зрелая, но развитие не заканчивается.

Вопрос

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ

Д.Б.Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок — вещь" и "ребенок — взрослый". Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути — общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок — общественный взрослый", или, шире, "человек — человек".

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста,

Учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок — общественный предмет" или "человек — вещь".

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений "человек — человек" и "человек — вещь", происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:

"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

7 вопрос \

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Отход от классического бихевиоризма В американской психологии считается, что теории социального научения это самое значительное направление в исследовании развития детей.В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности.

В 1941 г. Н- Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин социальное научение. На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального гуманоидного состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия результат научения, они не врождены. Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы.При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов.

Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию третья форма научения.Одно из проявлений имитации идентификация процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: