Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность

С завоеванием вновь открытых земель в Америке и образованием испанской колониальной власти на местах начинает свою деятельность в Новом Свете и инквизиция. Вначале инквизиторскими полномочиями наделялись монахи, которые сопровождали конкистадоров, и епископы, выходцы из монашеских орденов. В 1519 г. генеральный инквизитор Испании Алонсо Манрике официально уполномочил первого епископа Пуэрто-Рико Алонсо Монсо и вице-провинциала доминиканского ордена в Индиях Педро де Кордоба, в ведении которого находилась инквизиция, выполнять по совместительству обязанности апостольских инквизиторов испанской америки. По мере того как расширялись испанские завоевания в Новом Свете и организовывались новые административные единицы, а соответственно и новые епархии, их епископы и другие церковные иерархи в свою очередь наделялись правами инквизиторов.

Этот период деятельности колониальной инквизиции, соответствовавший периоду конкисты, завершается в 1569 г., когда Филипп II издал декрет об учреждении инквизиции в американских колониях Испании создаются отдельные "священные" трибуналы во главе с особо назначаемыми короной и церковными властями инквизиторами. В 1570 в Перу и в 1572 Мехико открылись такие трибуналы. В указе предписывалось помимо изобличения еретиков также расследовать случаи уклонения индейцев в язычество. Что же касается "настоящих" еретиков, то ими были бегущие из Европы авантюристы и просто путешественники "не испанцы", обвинявшиеся в двоеверии или лютеранстве; иногда инквизиторские методы применялись к людям из-за политических мотивов. Но практически все индейцы были больны двоеверием.

Диего де Ландо - во главе инквизиции на Юкатане. Францисканец. В августе 1549 г. отправился миссионером на Юкатан. Благодаря выдающимся способностям сразу сделался помощником настоятеля вновь основанного монастыря Сан-Антонио в Исамале. Служил учителем детей знатных родов майя, обращённых в христианство. В 1553 г. стал аббатом и вскоре «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии. В 1561 г., после слияния Юкатана и Гватемалы в одну епархию, сделался главой францисканского ордена в этой церковной провинции (принципиалом), стал руководителем миссии на Юкотане и в Гватемале. С одной стороны, был автором книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), содержащей много ценной информации о цивилизации майя, ввёл на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека, с другой стороны, в 1562г. учредил инквизицию на Юкатане, обнаружив отпадение от христианства недавно крещёных индейцев. В 1562г. в Мани состоялось знаменитое аутодафе, где были уничтожены почти все памятники литературы майя. За неполных десять месяцев Ланда, по свидетельству современников, подверг истязаниям 6330 индейцев. Казнили за вероотступничество немногих - видимо, только упорных шаманов - 157 человек, на остальных наложили церковные наказания, знаки "сан-бенито" (особые знаки на одежде). У индейцев не было многих европейских привычных заболеваний - корь, коклюш, тиф и т. д. Не было иммунитета, умирали деревнями. Потом появляются оспа, дифтерия и венерические болезни. Поэтому много жертв.

Масштабы уничтожения памятников культуры колоссальны - по свидетельству некоторых участников. В 1580 - в Перу завоеватели систематически разрушали инкские храмы, произведения искусства и другие предметы индейской культуры. "Я, - признавался миссионер Франсиско де Авила, участник конкисты Перу, - сам собственноручно уничтожил свыше 30 тыс. идолов и сжег свыше 3 тыс. мумий, которым поклонялись индейцы"

В 1576 Филипп II отдельным декретом изымает индейцев из юрисдикции трибуналов. 1570-е - определённая точка завершения процесса формирования католической церкви в Новом свете.

9. Святые Римо-Католической <…> в Новом свете XVI-XVII вв. История явления Гваделупской иконы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: