Задачи утренней гимнастики: повышениефункционального состояния и работоспособности организма; развитие моторики,
формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
Построение УГ:
Как правило, утренняя гимнастика начинается
1.с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно.
2.Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.
3.Общеразвивающие упражнения. Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют т ребованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
4.После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег. В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног.
5.Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения.
6.В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным и продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на од-Ном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).
Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (преимущественно в младших группах): вначале проводят хороводную игру,
общеразвивающие упражнения с включением в них игр Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой.
Подборупражнений: упражнения предусматривают поочередное включение в работу новых групп мышц, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, противоположных движений. Даются в такой последовательности:
1упр, способствующие развитию и укреплению мышц плечевого пояса, развитие подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника.
2.Упр на укрепление мышц спины, развитие гибкости позвоночника, развивающие суставы ног, способствующие формированию правильной осанки.
3.Упр, способствующие развитию и укреплению мышц брюшного пресса и ног.
При подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех группмышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа;
с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.
Дыхательные упражнения в комплексе утренней гимнастики рекомендуется включать 3-4 раза в неделю
Составление комплексов утренней гимнастики: В содержание утренней гимнастики вводятся упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Продолжительность проведения комплексов, их смена: комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. Достаточно заменить 2-3 упражнения или исходные положения 2-3 упр. Использование спортивного инвентаря.
Проведение утренней гимнастики на участке и в помещении, их специфика, гигиенические требования к условиям проведения: УГ проводится ежедневно до завтрака в течение 5-10 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Если упражнения выполняются в помещении, форточки и фрамуги должны быть открытыми, либо помещение должно быть проветрено. Дети занимаются в повседневной одежде.
Выполнение упражнений дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте способствует
1.повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2Развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо - и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы.