Условия развития способностей в младшем школьном возрасте. Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взамодействия с внешним миром

Способности это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взамодействия с внешним миром. Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

· под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

· способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей.. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

· под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­учным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения их знаний и навыков.

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного­ выполнения.

Три точки зрения на проблему происхождения способностей:

1. способности биологически обусловлены (врожденные), наличие способностей зависит от веса мозга, наличие способностей связано с формой черепа.

2. способности целиком определяются качеством обучения и воспитания.

3. не признает врожденности способностей, но при этом не отрицает природные предпосылки развития способностей (задатков).

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, с оставляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

Задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Способности человека развиваются и отрабатываются в том, что он делает.

В качестве таких задатков принято выделять:

– типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;

анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Выделяют 2 уровня развития способностей:

1. Репродуктивный: Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.

2. Творческий: На этом уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Талантами также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни ив своей деятельности.

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: