| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
| 1. | Общая и профессиональная педагогика как научные области знания. Актуальные проблемы образования | 1. Общая и профессиональная педагогика как научные области знания Актуальные проблемы образования Возникновение педагогического вида деятельности. Выделение педагогики в отдельную науку[1]. Сущность педагогики как науки об образовании человека, о целенаправленном формировании качеств личности. Объект и предмет исследования общей и профессиональной педагогики. Методология педагогики. Закономерности образования. Концепции личностного образования. Проблемы общественного и семейного воспитания. Проблемы воспитания личности в учебной группе. Компьютеризация образования. Гуманизация образования. Альтернативная педагогика и кризис традиций. |
| 2. Система общего и профессионального образования России. Определение системы образования. История развития системы образования в России. Тенденции развития системы образования на современном этапе. Новые типы учебных заведений. Принципы построения системы народного образования в России. Развитие системы профессионального образования. Многоуровневость профессионального образования. Характеристика отдельных систем образования за рубежом. Закон Российской Федерации об образовании и другие правовые документы. | ||
| 2. | Педагогический процесс. | 3. Педагогический процесс. Сущность педагогического процесса. Различные подходы к трактовке сущности педагогического процесса. Единство и различие процессов воспитания и обучения. Учебный процесс. Учебно-воспитательный процесс. Виды педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса. Правила построения педагогического процесса. Управление педагогическим процессом. Связи между учащимися и педагогом. Условия протекания педагогического взаимодействия. Свойства педагогического процесса. Внутренние связи педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. |
| 4. Процесс воспитания. Сущность процесса воспитания. Процесс воспитания как способ формирования личности. Направления воспитания. Особенности процесса воспитания. Движущие силы воспитания. Противоречия внешние и внутренние. Закономерности процесса воспитания. Объективные и субъективные факторы формирования личности. Основные пути воспитания. Необходимые условия успешного воспитания. Психологические и педагогические основы воспитания. Общение как вид деятельности и фактор воспитания личности. | ||
| 5. Процесс обучения. Сущность процесса обучения. Соотношение процесса познания и учения. Основные функции обучения. Структура процесса обучения. Характеристикакомпонентов процесса обучения. Назначение и структура деятельности, преподавателя в учебном процессе. Психологические основы деятельности, учащихся в процессе обучения. Различные типы обучения, особенности деятельности преподавателя и учащихся. Закономерности процесса обучения. | ||
| Педагогическая система | 6. Педагогические принципы. Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их реализация. Общепедагогические принципы и их характеристика. Дидактические принципы и их характеристика. Принципы профессионального образования и их характеристика. Требования и правила реализации педагогических принципов. Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов. | |
| 7. Педагогические цели. Общенаучное понятие целей. Сущность педагогических целей, их особенности и функции. Структура педагогических целей. Виды целей: обучения, воспитания, развития и их характеристика. Цели организационные и методические. Цели нормативные и инициативные. Требования к формулированию педагогических целей. Сущность диагностично поставленных целей. Ошибки при формулировке различных видов целей. Методика целеполагания. | ||
| 8. Содержание образования. Общенаучное понятие содержания. Сущность понятий «содержание образования», «содержание воспитания», «содержание обучения», «содержание учебного материала». Функции содержания в педагогическом процессе. Уровни формирования содержания. Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки. Теории отбора и структурирования содержания образования. Виды анализа содержания учебного материала. Характеристика содержания основных направлений воспитания. | ||
| 9. Педагогические методы. Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов. Классификации методов обучения: традиционная по источникам знания, по степени активности учащихся. Проблемные методы обучения Классификация методов воспитания. Взаимосвязь методов обучения и воспитания. Выбор методов. Характеристика отдельных групп методов. Ошибки в использовании педагогических методов. | ||
| 10. Педагогические средства. Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Признаки педагогических средств. Материально-техническая база учебного заведения. Классификации педагогических средств. Технические средства обучения и ЭВМ, их возможности, достоинства и недостатки в использовании. Выбор педагогических средств. | ||
| 11. Формы организации педагогического процесса. Общенаучное понятие форм. Сущность педагогических форм. Краткая история развития педагогических форм. Классификация педагогических форм: обучения и воспитания. Формы простые, составные и комплексные. Формы организации учащихся. Характеристика формообразования. Выбор педагогических форм. | ||
| 12. Классно-урочная форма обучения. Характеристика классно-урочной формы обучения, ее признаки и история развития. Характеристика урока. Достоинства и недостатки урока. Типы, виды уроков, их выбор. Перспективы развития классно-урочной формы. | ||
| 4. | Проектирование педагогических систем | 13. Основы педагогического проектирования. Сущность педагогического проектирования. Этапы педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: системы, процессы, ситуации. Формы педагогического проектирования. История развития теории и практики педагогического проектирования. Зарубежный опыт проектирования учебных курсов. Проектировочные действия и их характеристика. Роль личности педагога в педагогическом проектировании. |
| 14. Проектирование педагогических систем. Понятие о педагогических системах. Признаки педагогических систем. Проектирование системы профессиональных качеств личности. Проектирование систем теоретического и производственного обучения. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся. | ||
| 15. Проектирование педагогических процессов. Разработка простых форм организации педагогического процесса. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического процесса. Проектирование комплексных форм организации педагогического процесса. | ||
| 16. Проектирование урока. Проектирование урока. Требования к уроку. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока М.И.Махмутова. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и т.д.). Алгоритм подготовки уроков. | ||
| 17. Проектирование педагогических ситуаций. Характеристика педагогических ситуаций. Типы и виды ситуаций в педагогическом процессе. Педагогические ситуации в учебном процессе: классификация, характеристика каждого вида, разработка и реализация в ходе урока. Воспитательные ситуации: классификация, характеристика каждого вида, разработка и реализация в ходе воспитательного мероприятия. Виды анализа педагогических ситуаций. |






