У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в прочесах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознавания (П.Б.Шошин, Л.И.Переслени). Дети С ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие сверстники.
Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления (Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов). Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте.
У детей с легкой дисфункцией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная латеральность.
Многие исследователи отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко эти нарушения проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебной деятельности является сформированность памяти.
Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с ЗПР страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации. Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
По уровню развития мыслительной деятельности группа детей с ЗПР очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся детям. Большая же часть детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумением контролировать свои действия(Г.Шаумаров, У.В.Ульенкова).
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. У этих детей страдает абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Дети с большим трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. Мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным.
Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР (В.И.Лубовский, Т.В.Егорова, Л.И.Переслени). К недостаткам внимания детей с ЗПР относятся его слабое развитие и неадекватность. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Выделяют следующие особенности внимания:
1.нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;
2.неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
3.чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;
4.«генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках;
5.«прилипание» (персеверации) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Выделяют следующие признаки недоразвития моторики у этих детей: неловкость движений; нарушение координации движений; гиперактивность; синкинезии; повышенный мышечный тонус.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция. Особенности речи детей с ЗПР изучали Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, РД.Тригер, С.Г.Шевченко. Авторы отмечают полиморфный характер речевых нарушений. В большинстве случаев речевые нарушения носят системный характер и входят в структуру дефекта.
3. Основные критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития:
Умственная отсталость | ЗПР |
Причины | |
Большой % составляет генетически обусловленная патология(синдромальные формы олигофрении). Также среди причин выделяют инфекции, интоксикации, травмы при их воздействии в основном в первый триместр беременности. | Лишь немногие случаи обусловлены генетически. Чаще всего возникает в результате воздействия экзогенных факторов преимущественно в период с 28 недели беременности до 1-ой недели жизни ребенка или на 1-ом году жизни. |
Механизмы | |
Грубое органическое поражение мозга диффузного характера. | Микроорганическое поражение ЦНС или ее функциональная незрелость. |
Раннее развитие | |
Грубая задержка психомоторного и речевого развития. | Незначительные задержки в развитии моторики, больше страдает мелкая моторика. Речевое развитие задерживается, но понимание речи более сохранно. |
Речевое развитие | |
Грубое недоразвитие речи системного характера, выражены недостатки семантики, т.е. страдает смысловая сторона речи. | Уровень развития речи может быть разным. Недоразвитие речи часто имеет системный характер. Смысловая сторона сохранна. |
Мышление | |
Основной дефект – интеллектуальный, грубо нарушены мыслительные операции. | Незрелость мыслительных операций, несформированность предпосылок для мыслительной деятельности (процессов восприятия, внимания, памяти). |
Обучаемость | |
Низкая способность к усвоению знаний. Ребенок не может использовать помощь взрослого, затрудняется в переносе показанных способов решения задачи на аналогичные задания. | Обучаемость снижена по сравнению с нормой, но ребенок активно принимает и использует помощь взрослого. Способен к переносу. |
Адекватность | |
При обследовании плохо понимает и принимает инструкцию. Действия неадекватные. | Понимает инструкцию, действует в соответствии с ней. |
Критичность | |
Критичность снижена. Ребенок не может оценивать свои действия и их результат, не интересуется оценкой взрослого. | Критичен, переживает ситуацию неуспеха, может отказаться от выполнения трудного для него задания. |
Мотивация | |
Интерес снижен или отсутствует. | Задания вызывают интерес, особенно если предлагаются в игровой форме. Ребенок заинтересован в сотрудничестве со взрослым. |