Проблемная ситуация

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями. Познавательная задача вызывает у учащихся стремление к самостоятельному поиску путей ее решения. [15, с.128]

Проблемные ситуации дифференцируются по структуре действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы; по уровню развития этих действий; по трудности проблемной ситуации. [15, с.128]

Л. Н. Аксенова раскрывает, что проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. [1, с.29]

Проблемная ситуация вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. [1, с.29]

Вне субъекта мышления(обучающегося)возникновение проблемной ситуации невозможно. Она составляет отношение между усвоенными и новыми для него знаниями и способами, предполагает включение субъекта в отношение между известным и искомым, которое происходит на основе его знаний, умений и мотивов. [1, с.29]

Механизм включения обучающегося в проблемную ситуацию состоит в возникновении у него познавательной потребности, на базе которой появляется познавательная активность как средство ее удовлетворения и познавательный интерес как мотив этой активности. [1, с.29]

Создание условий (наличие известного и неизвестного, между которыми можно установить определенную взаимосвязь, имеющую значимость для ученика) для возникновения познавательной потребности является необходимым звеном управления процессом усвоения в проблемном обучении. [1, с.29]

Психологическая структура проблемной ситуации включает три компонента: познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности; неизвестное достигаемое знание или способ действия; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт. [1, с.29]

Проблемная ситуация сопровождается состоянием напряженности мыслительных, эмоциональных и волевых психических сторон личности обучающегося. Под влиянием проблемной ситуации в его сознании возникает учебная проблема, подлежащая решению. [1, с.29]

Проблемные ситуации классифицируются по нескольким признакам.

По содержанию неизвестного Х:

Х – цель; Х – объект деятельности; Х – способ деятельности; Х – условие выполнения деятельности.

По уровню проблемности:

- называемые и разрешаемые педагогом;

- называемые педагогом, разрешаемые обучающимся;

-самостоятельное формирование проблемы и поиск решения. [1, с.30]

По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности. [1, с.30]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: