Показатели и ключи интерпретации

Интегральные показатели


Показатели Номера высказываний Нормы
  А Адаптивность 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53 55,61,63,67,72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98 (68-170) 68-136
B Дезадаптивность 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170) 68-136
  А Лживость – 34,45,48,81,89 (18-45) 18-36
B + 8,82,92,101  
  а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 (22-52) 22-42
b Неприятие себя 7,59,62,65,90,95,99 (14-35) 14-28
  а Приятие других 9,14,22,26,53,97 (12-30) 12-24
b Неприятие других 2,10,21,28,40,60,76 (14-35) 14-28
  а Эмоциональный комфорт 23,29,30,41,44,47,78 (14-35) 14-28
b Эмоциональный дискомфорт 6,42,43,49,50,83,85 (14-35) 14-28
  а Внутренний контроль 4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3 (26-65) 26-52
b Внешний контроль 25,36,52,57,70,71,73,77 (18-45) 18-36
  а Доминирование 58,61,66 (6-15) 6-12
b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30) 12-24
    Эскапизм (уход от проблем) 17,18,54,64,86 (10-25) 10-20

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

«Методика диагностики фрустраторов

базовых потребностей учителей» (Т.А. Бусыгина)

Цель: выявление основных фрустраторов базовых потребностей учителей.

Инструкция: «Уважаемый респондент, вам предлагается ряд утверждений. Прочитайте каждое и оцените с точки зрения их проявления применительно к вашей жизни при помощи ответов – «никогда», «иногда», «часто». Выбранный ответ отметьте знаком «+».

Бланк методики:

Утверждение Никогда Иногда Часто
Я испытываю:
1. страх заболеть, пропустить уроки      
2. раздражение по незначительным поводам, но провоцирующее бессонницу, проблемы с пищеварением, упадок сил, головокружения      
3. страх увольнения      
4. страх повышения цен      
5. несоответствие жизненных ситуаций идеализированным ожиданиям      
6. цейтнот      
7. гиперответственность      
8. страх нелюбви окружающих, учеников, коллег, администрации      
9. страх не заслужить любовь аудитории      
10. страх отказывать людям      
11. отсутствие контакта с классом      
12. страх публичных выступлений      
13. страх нарушения дисциплины учениками      
14. страх конфликтов в классе      
15. беспокойство из-за низкого уровня групповой сплоченности класса      
16. давление со стороны администрации, коллег, родителей      
17. применяю авторитарный стиль педагогического общения      
18. страх, что не будут слушать      
19. споры, конфликты с учениками, их родителями      
20. споры, конфликты с коллегами, администрацией      
21. страх поделиться переживаниями с коллегами, спросить совета      
22. страх некомпетентности      
23. страх оценки своих занятий как скучных      
24. страх не успеть дать материал урока      
25. переживаю за низкие результаты у большинства учеников      
26. напряжение в ситуации, требующей гибкости в принятии решений      
27. напряжение, что не применяю инновационных методов обучения      
28. напряжение с разными психологическими типами учеников      
29. страх несоответствие поведения учеников ожиданиям учителя      
30. страх внешне не понравиться ученикам      
31. страх лишнего веса      
32. страх физиологических внешних проявлений отсутствие возможностей      
33. отсутствие профессионального роста      
34. отсутствие авторитета у учеников      
35. страх потерять хорошую репутацию в глазах коллег      
36. напряжение из-за недооценки руководством      
37. напряжение из-за оскорбления учеников      
38. страх унижения      
39. страх насмешек, критики      
40. страх ошибиться      
41. страх профессиональной деструкции      
42. напряжение от собственной профессиональной инерции      
43. огромное раздражение, вызываемое негативными личностными чертами окружающих, их поступками      

Обработка данных. За каждый ответ начисляется определенное количество баллов - «никогда» - 0б., «иногда» - 1б., «часто» - 2б.

Далее необходимо вычислить средний балл по каждому блоку потребностей.

Базовые потребности Фрустраторы (стрессоры) Желаемые компетенции, или что необходимо развивать для преодоления фрустраторов
1. Физиологические №-1,2 · страх заболеть · раздражение по незначительным поводам, но провоцирующее бессонницу, проблемы с пищеварением, упадок сил, головокружения · навыки саморегуляции
2. Безопасности №-3-6 · страх увольнения, · страх повышения цен, · страх конфликтов · тревога, чувство вины, · несоответствие жизненных ситуаций идеализированным ожиданиям · цейтнот · позитивное отношение к жизни, к себе · развитие доверия к миру · конструктивный подход к решению проблем
3. В принадлежности к группе, в общении №- 7-21 · гиперответственность · страх нелюбви окружающих, учеников, коллег, администрации · страх не заслужить любовь аудитории · страх отказывать людям · отсутствие контакта с классом · страх публичных выступлений · нарушение дисциплины учениками · конфликты в классе · низкий уровень групповой сплоченности класса · давление со стороны администрации, коллег, родителей · авторитарный стиль педагогического общения · страх, что не будут слушать? · споры, конфликты с учениками, их родителями · споры, конфликты с коллегами, администрацией · страх поделиться переживаниями с коллегами, спросить совета · развитие позитивного отношения к себе · коммуникабельность, · толерантность, эмпатийность, · умение слушать, · экспрессивность, · готовность к сотрудничеству, · конфликтологические умения · конструктивная критика
4. В познании и понимании №-22-29 · страх некомпетентности · страх не ответить на вопросы учеников · страх скучных занятий · страх не успеть дать материал урока · низкие результаты у большинства учеников · ситуации, требующие гибкости в принятии решений · применение инновационных методов обучения · разные психологические типы учеников · несоответствие поведения учеников ожиданиям учителя · принятие себя с имеющимся набором знаний · снижение гипертребовательности к себе · знание дидактических приемов · развитие навыков самопрезентации · методы тайм-менеджмента · знание возрастной, социальной, педагогической, · дифференциальной психологии · развитие гибкости мышления · безусловное принятие учеников
5. Эстетические №-30-32 · страх внешне не понравиться ученикам · страх лишнего веса · страх физиологических внешних проявлений · приятие себя со своими особенностями · самостоятельная работа над имиджем или обращение к имидж-специалистам · навыки саморегуляции
6. В признании №-33-40 · отсутствие возможностей профессионального роста · отсутствие авторитета у учеников · страх потерять хорошую репутацию в глазах коллег · недооценка руководством · оскорбления учеников · страх унижения · страх насмешек, критики · страх ошибиться   · безусловное принятие себя · поиск возможностей для профессионального развития · разрешить себе ошибаться, снизить требовательность к себе
7. В самоактуализации №-41-43 · страх профессиональной деструкции · собственная инерция · огромное раздражение, вызываемое негативными личностными чертами окружающих, их поступками · безусловное принятие себя и окружающих · профессиональное и личностное саморазвитие · поиск новых профессиональных направлений для роста, раскрытие способностей

«Методика диагностики уровня эмпатических способностей»

(В.В. Бойко)

Цель: выявить уровень эмпатических способностей личности.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос «да» или «нет» в соответствии со своими предпочтениями».

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка данных. Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка:

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, – 13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: – 2, +8, – 14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: – 3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, – 10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии:+6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностыо, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпати-руемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпа-тируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, можно считать: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.

«Оценка имиджевых характеристик преподавателя» (Т.А. Бусыгина)

Уважаемый студент! Примите, пожалуйста, участие в психологическом исследовании. Перед Вами опросник, который содержит ряд суждений о качествах преподавателя. Ваши ответы очень важны, т.к. помогут дополнить требования к профессиональной компетентности преподавателя вуза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: