double arrow

Механизм и системы обеспечения финансовой безопасности государства

Прежде всего, следует обратить внимание на необходимость разграничения понятий "финансовая безопасность государства", которое характеризует динамическое развитие финансовой системы, и "обеспечение финансовой безопасности государства" как совокупности организационно-правовых отношений. Обеспечение финансовой безопасности государства базируется на механизме обеспечения финансовой безопасности государства, который является системой организационных и институционально-правовых мер воздействия, направленных на своевременное выявление, предупреждение, нейтрализацию и ликвидацию угроз финансовой безопасности государства.

Механизм обеспечения финансовой безопасности может реализовываться на основе разработки соответствующих научных теорий, концепций, стратегий и тактики, проведения адекватной финансовой политики, определение объектов, наличие необходимых институтов обеспечения безопасности (субъектов), определение и конкретизации интересов, систематизации угроз, применение средств, способов и методов обеспечения безопасности (рис. 17.4).

Финансовая безопасность достигается путем проведения взвешенной финансовой политики соответственно принятых в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, экономической, социальной, информационной и собственно финансовых сферах. Концепция финансовой безопасности может содержать приоритетные цели и задачи достижения безопасности, пути и методы их достижения, которые бы адекватно отражали роль финансов в социально-экономическом развитии государства. Без обоснованной концепции финансовой безопасности невозможно надеяться на реализацию эффективного социально-экономического развития государства.

Стратегия финансовой безопасности может быть ориентирована на разработку и последовательное осуществление мероприятий по закреплению и развитию положительных процессов и преодоление отрицательных тенденций в сфере финансовых отношений. При этом должны быть определены ближайшие цели этой стратегии и механизмы их реализации. Государственная стратегия финансовой безопасности и комплексная государственная финансовая политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Учитывая то, что финансовая безопасность не является статической (на систему безопасности влияет конкретная ситуация, которая складывается на определенном этапе социально-экономического и политического развития общества), то механизм обеспечения финансовой безопасности включает такие элементы:

– объективный и всесторонний мониторинг экономики и финансовой сферы с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз интересам объектов финансовой безопасности;

– расчет пороговых, критически допустимых значений финансовых и социально-экономических показателей (индикаторов), превышение которых может провоцировать финансовую нестабильность и финансовый кризис;

деятельность государства относительно выявления и предупреждения внутренних и внешних угроз финансовой безопасности.

Индикаторы и пороговые значения индикаторов состояния финансовой безопасности Украины представлены в табл. 17.2.

Основные принципы обеспечения финансовой безопасности представлены на рис. 17.5.

Изучение вопроса о механизме и системах обеспечения финансовой безопасности предусматривает рассмотрение таких ключевых элементов: объекты, субъекты, интересы, угрозы, защита.

Учитывая правовые основы и концептуальные подходы относительно сущности финансовой безопасности, можно определить, что объектом финансовой безопасности государства является финансовая система, а конкретнее – все ее сферы и звенья:

– человек и гражданин, домохозяйство;

– предприятия, учреждения, организации;

– отдельные территории и регионы;

– общество (его интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающее естественное среды, естественные ресурсы);

– государство.

В практическом плане все меры нацелены на обеспечение финансовой безопасности, должны фокусироваться на конкретных объектах – правах, свободах, интересах и приоритетах человека и гражданина, общественных ценностях, суверенитете и территориальной целостности государства.

Субъектами обеспечения финансовой безопасности государства являются: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, суди общей юрисдикции, прокуратура Украины, местные государственные администрации и органы местного самоуправления, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба Украины, граждане Украины и их объединения.

Комплексный концептуальный подход к исследованию понятия финансовой безопасности требует очерчивания приоритетных национальных интересов и основных угроз национальным финансовым интересам, а затем, финансовой безопасности Украины.

Приоритетами национальных интересов Украины в экономической сфере являются:

– создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и обеспечение постоянного роста уровня жизни и благосостояния населения;

– интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство; развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами мира в интересах Украины.

Таким образом, концептуальное обеспечение экономической безопасности предусматривает объединение критериев повышения благосостояния нации и каждого гражданина и становления в Украине конкурентоспособной национальной экономики, которая была бы органически включена в глобальные экономические процессы и заняла бы в них достойное место. Затем объединения целей поддержки макроэкономической стабильности, экономического возрастания и обеспечение социальной направленности экономического развития – это приоритетные национальные экономические интересы Украины в экономической сфере и главные векторы стратегии экономической политики.

Приоритетными национальными интересами в финансовой сфере являются:

– усиление взаимосвязи финансово-бюджетной политики и основных направлений социально-экономического развития государства и административно-территориальных единиц;

– обеспечение бюджетной дееспособности государства;

– обеспечение монетарной и валютно-курсовой стабильности;

– укрепление банковской системы, увеличение национальных сбережений с одновременным повышением уровня монетизации и капитализации украинской экономики;

– укрепление национального инвестиционного потенциала и повышение инновационной активности отечественных предприятий;

– реформирование финансового рынка и обеспечение независимости национальной экономики от конъюнктуры международных финансовых рынков;

– минимизация влияния мировых финансовых кризисов на финансовую систему Украины;

– детинизация экономики и привлечение некриминальных капиталов в инвестиционные процессы.

Создания действенной системы финансовой безопасности предусматривает четкое определение источников потенциальной угрозы в той или другой сфере, а также имеющихся и необходимых ресурсов для их нейтрализации. Перечень основных возможных угроз национальной безопасности в экономической сфере в Украине приведен в табл. 17.3.

Вместе с тем на финансовую безопасность влияет действие многочисленных внутренних и внешних вызовов и угроз.

Наличие внутренних угроз следует связывать с организационно-правовой, административной и институциональной незавершенностью реформирования финансово-кредитной сферы, политической нестабильностью, проявлениями сепаратизма. Таким образом, основными внутренними угрозами финансовой безопасности государства могут быть:

– неэффективное регулирование и низкий уровень правовой культуры в финансовой сфере;

– снижение инвестиционной и инновационной активности;

– недостаточный уровень золотовалютных резервов;

– неэффективность налоговой системы и массовое уклонение от уплаты налогов;

– низкий уровень бюджетной дисциплины и перманентный бюджетный дефицит;

– высокий уровень долговой зависимости государства, критическое состояние рынка государственных ценных бумаг;

– тенизация и криминализация экономики, нелегальный отток капиталов за границу;

– нереальность (искусственность) курса национальной валюты;

– высокий уровень коррупции в финансово-кредитной сфере;

– стагнация фондового рынка;

– низкий уровень капитализации банковской сферы;

– низкий уровень доходов население.

Внешние вызовы финансовой безопасности могут быть связаны:

– с неопределенностью государства в современном геополитическом пространстве, непричастностью к интеграционным процессам;

– ограниченностью доступа к зарубежным финансовым рынкам, бесконтрольностью относительно накопления внешней задолженности.

К активным факторам, которые могут формировать угрозы финансовой безопасности государства, также принадлежат:

– динамика сальдо торгового и платежного баланса и значительная зависимость Украины от экспортно-импортной деятельности;

– вмешательство международных финансовых организаций во внутренние дела государства;

– влияние мировых финансовых кризисов на финансовую систему Украины.

Современная динамика общественных процессов в Украине и мире предопределяет необходимость формирования адекватной, эффективной и экономически оправданной системы защиты национальных интересов и обеспечения национальной (в том числе экономической и финансовой) безопасности. Стратегической целью политики национальной безопасности Украины является обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, национального единства на основе демократического движения общества и государства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, создания условий для динамического роста экономики, обеспечения европейских социальных стандартов и благосостояния населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: