Надежность водителя автотранспорта

Значительное увеличение интенсивности движения и связанное с этим усложнение дорожной обстановки в городах в сельском хозяйстве предъявляют повышенные требования к водителям автотранспорта. Особой проблемой стала проблема обеспечения их надежности.

По сведениям ООН, в результате автомобильных катастроф в мире ежегодно погибают 250 тыс. чел. и 7 млн. получают травмы, в 72 – 80% случаев автомобильные катастрофы происходят по вине человека.

В нашей стране в 1988 г. произошло 273 268 дорожно-транспортных происшествий (из них 78,4% – по вине водителей), в которых погибло 47 197 чел., еще 297 605 чел. получили ранения. Годовой материальный ущерб от автодорожных происшествий составил более 4 млрд. руб. Наиболее распространенный вид нарушений – управление транспортными средствами в нетрезвом виде (21,3%). Анализ условий возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) показал, что первые 3 часа нахождения за рулем произошло 71,1% аварий по вине водителей.

Надежность работы транспорта обеспечивается конструкцией, технической исправностью транспортных средств, организацией дорожного движения, а также психофизиологическим состоянием водителей.

В системе водитель – автомобиль – дорога основным звеном является человек. В зависимости от его личностных качеств, характера, уровня подготовки, психологической установки, опыта работы, психического состояния и здоровья определяется его надежность.

Среди причин дорожно-транспортных происшествий можно выделить три основные группы: нарушение правил дорожного движения и технической эксплуатации транспорта; ошибочные, неправильные действия в сложной дорожной обстановке или запоздалые действия в связи с изменением психического состояния (здоровья) водителя; алкогольное или наркотическоеопьянение.

Для борьбы с нарушениями правил дорожного движения необходима постоянная воспитательная работа, направленная на повышение водительской дисциплины и создание в коллективе атмосферы осуждения действий, связанных с легкомысленным и рискованным поведением на улицах и дорогах.

Воспитательная работа должна проводиться и в направлении формирования в сознании водителей психологической установки на недопустимость выезда на дорогу на неисправном автотранспортном средстве, т. е. с дефектами, угрожающими безопасности дорожного движения. Опыт свидетельствует, что халатное, нетребовательное отношение водителя к техниче­скому состоянию транспортного средства может быть следствием изменения состояния его здоровья или личности под воздействием частого употребления алкоголя. Технические знания и особенно практика эксплуатации конкретного транспортного средства позволяют водителю иметь более полное представление о техническом состоянии вверенного ему автомобиля. Водитель постоянно контролирует состояние автомобиля в процессе эксплуатации и поэтому, когда при проверке на выезде обнаруживается неисправность, это свидетельствует о безответственном отношении водителя к поддержанию автомобиля в технически исправном состоянии.

Наиболее сложной представляется проблема обеспечения надежности самого водителя. Особенности ее заключаются в том, что человек не всегда способен сам оценить свое психическое и физическое состояние в определенный момент. В оценке ряда состояний нужны специальные познания и инструментальные исследования. Поэтому на автотранспортных предприятиях страны введен обязательный медицинский осмотр водителей перед выездом на линию.

Задача профилактического медицинского осмотра заключается в выявлении психических и физических состояний водителей, снижающих уровень их работоспособности, способствующих чрезвычайным происшествиям в связи с неправильными и запоздалыми действиями как в нормальных, так и в критических ситуациях.

Водитель должен знать, что профилактические осмотры направлены в первую очередь на сохранение его жизни и благополучия. Предупреждение аварий и наездов на пешеходов зависит, прежде всего, от самого водителя. Водитель должен быть сам заинтересован в прохождении осмотра и быть искренним при оценке своего состояния. Природа дала человеку механизм эмоционально-субъективной оценки своего состояния и водитель может все особенности в изменении своего состояния и самочувствия сообщить в медицинском пункте, чтобы они были оценены специалистом.

Еще в 1954 г. комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения решил: «Нельзя не придти к выводу, что при концентрации алкоголя в крови около 0,05% (прием кружки пива) наблюдается статистически достоверное ухудшение качества управления и вождения более чем в половине количества обследованных случаев» [24].

Доктором юридических наук Р. Шафхаузером написана книга, в которой подробно рассматриваются критические проблемы Швейцарии, направленные на обеспечение защиты людей от водителей в состоянии опьянения: не выдаются учеб­ные и водительские права, лишаются водительских прав лица, злоупотребляющие алкоголем [31].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: