Организация профилактического освидетельствования перед началом смены лиц, выполняющих работы, связанные с повышенной опасностью. Осмотр водителей автотранспорта

Введенный в нашей стране медицинский осмотр оправдал себя как метод профилактики автодорожных происшествий (по данным журнала «Автомобильный транспорт», в l978 г. здравпункты отстранили от работы в связи с опьянением 165,8 тыс. водителей) и как форма борьбы с частым употреблением спиртного, т. е. как средство профилактики алкоголизма среди водителей.

Психическая надежность водителя (оператора) в современном обществе становится основным фактором в психологии безопасности труда и существенно зависит от уровня употребления работающими спиртных напитков. По различным данным, производственный травматизм в 40 – 60% случаев связан с употреблением алкогольных напитков. Имеются сообщения, что смертельный травматизм на производстве в 64% случаев обусловлен ошибочными действиями погибших в связи с употреблением алкоголя.

На практике отрицательное влияние однократного (тем более частого) употребления алкоголя наиболее наглядно вид­но на изменении характера действий (снижении надежности) водителей автотранспортных средств.

По статистике, в Ленинграде и области в 1981 г, за управление в нетрезвом состоянии было задержано 18,6 тыс. водителей, а в 1986 г. около 16 тыс. Не случайно, что каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие связано с упот­реблением алкоголя.

Управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в состоянии алкогольного опьянения создает реальную угрозу для окружающих. В Уго­ловном Кодексе РСФСР предусматривается ответственность за такие действия. Эта необходимая мера защиты людей должна быть распространена на лиц, появляющихся в нетрезвомсостоянии в горячих цехах, шахтах и на всех производствах, где имеется высокая степень опасности аварий и травматизма.

Перед работниками здравпунктов автохозяйств и предпри­ятий на сегодняшний день ставится задача гарантированного выявления лиц с признаками опьянения или остаточных явлений опьянения. Аналогичная работа проводится и за рубе­жом. В Румынии, например, практикуется выборочная про­верка лиц, заступающих на ответственные виды работ.

В пашей стране наибольший опыт по контролю за состоя­нием лиц, выполняющих работы, связанные с повышенной опасностью, накоплен на автотранспортных предприятиях. Для проведения предрейсовых осмотров на автопредпрнятиях вводится должность среднего медицинского работника (фельдшер, медсестра). Обычно освобожденная должность медработника вводится при наличии на предприятии 400 и более водителей.

Предрейсовые осмотры проводятся в специально выделенном помещении (10 – 12 м2), расположенном рядом с диспетчерскими. С учетом того, что на прохождение предрейсового медосмотра требуется времени до 5 мин на человека, строятся графики выходов на работу и выездов на линию. Получив у диспетчера путевой лист, водитель обращается в кабинет предрейсового медосмотра за получением у медицинского работника допуска к работе в данный период времени. Если выезд разрешен, то медработник ставит на путевом листе штамп, например, «Допущен к работе. Фельдшерский пост № 1». Наличие штампа дает право водителю после прохождения ОТК выехать за пределы автопредприятия.

На отдельных автопредприятиях, обслуживающих торговые точки, базы, магазины и др., в связи со спецификой работы решением администрации в целях пресечения употребления спиртных напитков для более полного освидетельствования (изучения здоровья) водителей вводятся межрейсовые и послерейсовые осмотры, что дает возможность медицинским работникам наблюдать степень утомления водителя в течение рабочего дня. Положительными факторами для послерейсовых осмотров являются возвращение водителей в парк в различное время и отсутствие спешки при их осмотре меди­цинскими работниками. Факт прохождения медосмотра после рейса также фиксируется отметкой в путевом листе перед сдачей его диспетчеру.

Медицинский работник, осуществляющий предрейсовые осмотры, в своей работе руководствуется специальными зна­ниями и имеющимся опытом, действующими приказами, инструкциями и оперативными распоряжениями администра­ции предприятия. При принятии решения об отстранении водителя от управления транспортом медицинский работник ставит в известность руководителя предприятия или его заместителя. В конфликтных ситуациях по решению администрации создается комиссия, включающая представителя администрации, профсоюзной организации и медицинского работника, проводившего осмотр, которая выносит окончательное заключение. В отдельных случаях водители могут быть направлены на экспертизу в наркологический кабинет. В этом случае необходимо, как можно быстрее доставить водителя к месту проведения экспертизы. Окончательное решение о выезде водителя в рейс принимает руководитель автотранспортного предприятия, отвечающий за эксплуатацию транспорта. Обеспечение проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 350 от 3 апреля 1981 г. «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях связи». В названном приказе и в «Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта» отмечается, что контроль за состоянием здоровья осуществляется средними медицинскими работниками.

Медицинский персонал при осмотре проводит: измерение температуры тела (по показаниям), измерение пульса, измерение артериального давления (по показаниям), реакцию на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из известных методов – трубка Мохова-Шинкаренок, проба Раппопорта (см. приложение 1).

Проба на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе прово­дится только лицам, которые своим поведением и состоянием вызывают сомнения в трезвости.

После осмотра медицинский работник в путевом листе ста­вит штамп «Допущен к работе» и свою подпись. Штамп не ставится при положительной пробе на алкоголь, а также при выявлении признаков временной нетрудоспособности.

При утрате водителем трудоспособности медицинский ра­ботник выдает водителю направление к врачу. Водителю, который признан временно нетрудоспособным, в направлении делается отметка о времени медосмотра. В случае положи­тельной пробы на алкоголь водитель направляется к диспет­черу и в дальнейшем может быть направлен в наркологиче­ский пункт для врачебного заключения о степени алкогольно­го опьянения. На ряде предприятий при наличии у водителя опьянения комиссия из трех человек, включая медработника, составляет акт, при этом использует как данные, полученные фельдшером при осмотре, так и данные, полученные с помощью приборов для диагностики паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (например, «АЛКОТЕСТ-7310»). Наличие более 0,5 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе свидетельствует об опьянении.

Опыт показывает, что медицинскому работнику автопредприятия за 1,5 – 2 часа приходится осматривать от 160 до 200 и более водителей, что требует хорошей физической подготовки, опыта и сопровождается большой психофизиологической нагрузкой на лиц, осуществляющих осмотр.

В соответствии с нормативными документами руководители предприятий обязаны организовать при проведении предрейсовых осмотров водителей их регистрацию в утвержденном приказами журнале «Журнал предрейсовых осмотров водителей» по следующей форме:

№ п/п Фамилия, имя, отчество Табельный номер Жалобы Пульс Температура Артериальное давление Проба Подпись

Изучение опыта здравпунктов по медицинскому освидетельствованию водителей показывает, что введение такой формы учета их работы имеет наряду с положительными несколько отрицательных моментов. Регистрация всех обследуемых в журнале отвлекает медицинского работника от основной цели – осмотра водителей. В условиях дефицита времени главным следует считать объективный осмотр водителей. Факт осмотра водителя достаточно отметить в путевом листе штампом и подписью осматривающего медработника. А в журнал осмотра водителей можно вносить лишь лиц с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в период данного обследования (повышение артериального давления, изменения в характере пульса и т. д.) и лиц, направленных на врачебное освидетельствование в связи с состоянием здоровья или для определения степени алкогольного опьянения. В конце своего рабочего дня медицинский работник указывает число осмотренных водителей и ставит подпись, подтверждая результаты осмотра. Такая методика позволяет освободить время медицинского работника, обеспечить более быстрое прохождение осмотра и является юридически достаточной для поставленных задач.

Высвобождение времени у лиц, проводящих медицинские осмотры водителей, дает возможность поставить перед ними более широкие задачи по оценке и прогнозированию психического и физического состояния обследуемых.

В ряде автохозяйств Ленинграда практиковалось введение личных карточек осмотров (учета состояния) водителей. В них отмечается динамика изменения артериального давления у лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, случаи инфекционных заболеваний, другие данные, необходимые для оценки здоровья, психического и физического состояния. Этот опыт, несомненно, соответствует требованиям более детального медицинского наблюдения за водителями.

Осуществляя контроль за состоянием водителей, медицинские работники должны знать состав обследуемых, периодически проходить специальную подготовку (обучение), совершенствовать методику обследования и формы его организации.

В квалифицированной характеристике инспектора по поведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств указывается, что инспектор должен иметь общее среднее образование и специальную подготовку по программе, утвержденной Министерством здравоохранения РФ. В обязанности инспектора входят: проведение профилактических осмотров водителей, принятие решений о допуске их к работе, оформление направлений в лечебные учреждения для медицинского освидетельствования водителей, проведение анализа эффективности профилактических осмотров и участие в расследовании дорожно-транспортных происшествий.

Кабинет профилактических осмотров водителей возглавляет инспектор или старший инспектор, которые подчиняются заместителю начальника по безопасности движения или на­чальнику автопредприятия. На сотрудников кабинета возлагается проведение ежедневных профилактических осмотров водителей, а также выборочно по графику межрейсовых и послерейсовых осмотров, ведение необходимой документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: