Товар – это экономическое благо, созданное трудом, удовлетворяющее определенную потребность человека и предназначенное для обмена на другой товар

Из приведенного определения можно сделать вывод, что товар имеет два свойства:

- способность удовлетворять определенную потребность человека;

- способность обмениваться на другие товары.

Первое свойство, то есть способность удовлетворять потребности человека, называется потребительной стоимостью товара. Товары как потребительные стоимости отличаются по своему предназначению в удовлетворении потребности человека: одни из них удовлетворяют потребности в питании (хлеб, молоко, мясо), другие – в одежде (пальто, костюм, платье), третьи – в средствах передвижения (автомобиль, троллейбус, метро), четвертые – в услугах культурного предназначения (книги, газеты, кинофильмы).

Особое значение в экономической жизни имеет потребительные стоимости в виде станков, инструментов, предметов труда, т.е. средства производства.

Потребительная стоимость свойственна не только товарам, приобретающим вещественную форму (овощи, сапоги, компьютеры), но и услугам преподавателя, врача, юриста, актера. Особенное значение приобретает такая потребительная стоимость как информация. Развитие сферы услуг свидетельствует о степени развития общества, о том, как оно заботиться об основной его ценности – человеке. Создание потребительных стоимостей - конечная цель любого производства. Если не принимать во внимание те конкретные экономические формы, в которых в определенных условия выступает продукт труда, то богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей.

Стоимость товара — это овеществлённый в товаре общественный труд производителя. Стоимость проявляется с помощью внешней формы ее отражения — меновой стоимости.

Второе свойство товара, т.е. способность обмениваться на другие товары, называется меновой стоимостью. Она, прежде всего, представляется как количественные соотношения (пропорции), в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Если, например, пара сапог обменивается на костюм, то это означает, что меновая стоимость пары сапог равна одному костюму. Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды повторяется в практике на рынке. Возникает вопрос: что позволяет приравнивать друг к другу и измерять разнородные товары, обладающие самыми различными свойствами и удовлетворяющие несоизмеримые между собой потребности? Если табак и бензин, перец и гвозди обмениваются друг на друга в каких то пропорциях – значит их меновая стоимость выражает собой нечто одинаковое, что присуще им, несмотря на их вещественные различия. Приравнивание разнородных товаров друг к другу предполагает, очевидно, их объективное равенство до обмена. Это отметил еще великий Аристотель, который писал: «Обмен не может иметь место без равенства, а равенство без соизмеримости». Что же делает различные товары сопоставимыми, что лежит в основе меновой стоимости товара? Разные экономические школы давали разные ответы на этот вопрос, в результате чего возникает ряд теорий стоимости товаров.

Основоположники классической политической экономии У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо разработали теорию трудовой стоимости, которая была завершена в трудах Карла Маркса в средине XIX века.

В соответствии с этой теорией тем общей, что содержится во всех товарах и делает их соизмеримыми, является труд. Все товары – продукты труда. Овеществленный в товаре труд образует стоимость товара, лежащую в основе тех пропорций, в которых он обменивается на другие товары. Пара сапог приравнивается при обмене к костюму потому, что на производство того и другого товара затрачено одинаковое количество труда. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость является внутренним свойством товара, меновая же стоимость есть внешнее проявление стоимости. Воплощенный в товарах труд товаропроизводителей может проявляться только косвенным путем – посредством обмена одних товаров на другие.

Таким образом, свойствами товара является потребительная стоимость и стоимость. В единстве они выражают сущность товара. Однако следует иметь ввиду, что единство потребительной стоимости и стоимости – это единство его противоположных свойств.

Во-первых, потребительная стоимость товара определяется его природными свойствами, а стоимость – общественными свойствами (воплощенным в товаре трудом).

Во-вторых, потребительная стоимость товара выражает отношение человека к вещи, стоимость - отношение между людьми.

В-третьих, потребительная стоимость (как полезность вещи) имеет место в любом обществе, стоимость - только при товарном производстве.

В-четвертых, потребительная стоимость качественно различает товары, стоимость делает их качественно однородными.

Таким образом, товар – это не просто вещь, предназначенная для обмена, а единство противоположностей – потребительной стоимости и стоимости.

Как видим, товар по своей природе двойственен и противоречив. Чем же обусловленная двойственная природа товара?

Два свойства товара и противоречия между ними обусловлены двойственным характером труда, воплощенном в товаре. Труд одновременно является конкретным и абстрактным трудом.

Конкретный труд – это труд, расходуемый в определенной форме, результатом которого является определенная потребительная стоимость. Если мы сравним труд двух товаропроизводителей, например, столяра и портного, то увидим, что перед нами два качественно разных вида труда. Они отличаются один от другого своей целью, орудиями труда, результатами. Столяр работает с помощью рубанка, шила, стамески и производит изделия из дерева: столы, стулья, шкафы. Портной шьет одежду с помощью швейной машины, ножниц, иглы. Следовательно, в каждой потребительской стоимости воплощен определенный вид труда: в столе труд столяра, в костюме труд портного и т.д. Конкретный труд категория вечная, так как она существует при любой общественной форме производства, является условием жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: