В чём состоят главные особенности религиозного сознания, характерные для любой религии?

Религия интересует философию как одна из форм ценностного отношения к миру, которое имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям[5]. Определение сути феномена религии и места религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире – одна из сложнейших проблем философии религии.

Важную роль в духовной жизни общества играют религия и религиозное сознание, охватывающее религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее чёткую систему религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная идеология, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология складывается главным образом стихийно, непосредственно в процессе отражения повседневных условий жизни людей. Она включает в себя несистематизированные религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное. Существенное место в обыденном религиозном сознании играет процесс религиозного поклонения, или культ, который представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В процессе осуществления такого поклонения человек поддаётся значительному и разностороннему духовно-эмоциональному, психологическому влиянию. Между религиозным и философским сознанием есть нечто общее. И религия, и философия направлены на осознание предельного смысла человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связей человека с мировым универсумом. Религия опирается не на знание, а на религиозную веру и указывает человеку духовно-практический путь постижения смысла жизни. Она даёт человеку духовные ориентиры для достижения бессмертия, используя специфические формы осознания единства человека и Вселенной.

История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все вре­мена их существования, составляя духовное начало в человеке в про­тивоположность животному.

Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей. Этой связью объясняется и необходимость поклонения Богу, молит­вы и жертвы, и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу.

Религиозная вера невозможна вопреки разуму и без оснований, например, от страха и растерянности. Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений и удивительную целесообразность самых замысловатых образований и процессов в мироздании.

Свобода рели­гиозных убеждений — одно из основных и неотъемлемых прав че­ловека. Поэтому должно с терпимостью относиться как к предста­вителям других религий, так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком.

Важнее всего в религиозной вере — это поведение. Отсюда следует, что злонамеренность в душе чело­века и в его поступках находится в противоречии с принципами веры в Бога, с сокровенным смыслом религиозных убеждений. Ре­лигиозная вера обязывает к деятельному добру.

Для некоторых людей вера является предметом чисто умствен­ного признания и обрядового почитания, а не движущим началом жизни — она определяет характер их поведения и реальное отно­шение к людям. Гордясь своей верой и любовью к Богу, они не хотят понять той простой и самоочевидной истины, что действительная любовь к Богу, настоящая вера требуют сообразовать свою жизнь с тем, во что они верят и что почитают. В противном случае вера приобретает чисто формальный, а потому и ненастоящий характер. Никакая святость не может быть только личной, в «себя углублен­ной»; она непременно есть любовь к другим, а в условиях земной реальности эта любовь главным образом — деятельное сострадание.

Искренняя вера для своей реализации с необходимостью должна перейти в индивидуальный нравственный подвиг — в дело служения людям. И поэтому религия способствует единению людей в любви и добре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: