Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли “сценарии” будущего быть научными?

Предвидение – это знание о будущем, т.е. о том, чего ещё нет в действительности, но потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Предвидение по своей гносеологической природе близко к выдвижению гипотезы. Однако гипотеза – логическая форма, которая применяется к познанию и прошлого, и настоящего, и будущего, а предвидение направлено на будущее или же на ещё не известное нынешнее.

По способу, глубине и точности предвосхищения будущего можно выделить три вида предвидения: обыденное, интуитивное и научное. Обыденное предвидение основывается на повседневном жизненном опыте человека, на непосредственных наблюдениях за повторяемостью тех или иных событий в природе и обществе. Примером обыденных предвидений могут быть приметы погоды, которые широко известны в народе.

Второй вид предвидения – интуитивное. Известно, что интуиция – это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений. Этот вид предвидения ещё недостаточно изучен и часто недооценивается.

Научное предвидение, в отличие от будничного и интуитивного, осуществляется в рамках науки или с её помощью и основывается на познании закономерностей исследуемого процесса. Оно имеет более высокую эффективность предсказания и дальность опережения.

В зависимости от сфер человеческой деятельности и объекта познания различают социальное, экономическое, политическое, военное и прочие виды научного предвидения. Для фиксации специфики социального предвидения используется понятие «прогнозирование». Прогнозирование – это особое предвидение, которое отличается высокой степенью научной обоснованности и объективности в исследовании общественных процессов. В отличие от других форм научного предвидения прогнозирование – это специальное исследование, которое имеет свою методологию и технику.

В нашей стране исследования, связанные с социальным предвидением, получили название «прогностика». Это ещё совсем молодая наука, которая изучает законы, принципы и методы прогнозирования, разрабатывает проблемы логики и классификации разных типов прогностических исследований. Она переживает период становления, но уже является важным инструментом построения научных альтернатив будущего.

Основные научно-теоретические характеристики социального прогнозирования таковы:

1. Процесс прогнозирования имеет объективную и субъективную основы. Объективная основа прогнозирования состоит в закономерной связи прошлого, настоящего и будущего.

Субъективная основа предвидения заключена в возможности человеческого сознания к опережающему отражению, которое строится на основе обнаружения и фиксации закономерных тенденций, идущих от прошлого через настоящее к будущему.

Выяснение объективной и субъективной основ прогнозирования даёт возможность отличить его от всякого рода лжепророчеств, которые иногда относят к предвидению.

2. Социальное прогнозирование тесно связано с существующими теориями, вытекает из них. Как известно, всякая теория выполняет три функции: синтезирующую, объясняющую, прогнозирующую. Дальнейшая логическая структура научного предвидения такова:

- определение проблемы предвидения;

- гипотеза;

- прогнозирование;

- формирование плана прогностической деятельности на основе выдвинутых прогнозов;

- обоснование истинности, достоверности прогноза и подтверждение их практикой в той мере, в какой это возможно.

3. Социальное прогнозирование предусматривает определённую периодизацию будущего. В силу того, что знания о будущем по мере отдаления от настоящего становятся всё менее конкретными и точными, всё более общими и неопределёнными, целесообразно говорить о непосредственном, обозримом и отдалённом будущем.

4. Прогнозирование – это процесс получения знаний о будущем на основе специальных научных методов. Основные из них: 1) экстраполяционные методы; 2) историческая аналогия; 3) моделирование; 4) экспертные оценки; 5) сценарии будущего. Экстраполяционные методы основаны на распространении на будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем довольно хорошо известны. Историческая аналогия – это познание путём сравнения. Метод моделирования строится на изучении не самих объектов познания, а их моделей. Экспертные оценки – это научный метод, суть которого состоит в проведении экспертами анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Сценарии будущего – это упорядоченная совокупность исходных предложений, которые обосновывают ту или иную версию о возможном будущем наблюдаемой тенденции.

5. Результатом прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов является прогноз. Исходя из содержания и назначения разных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа.

Поисковый прогноз – это прогноз, который составляется для того, чтобы показать, каким может быть будущее социального объекта.

Нормативный прогноз – это рационально организованный анализ возможных путей оптимизации управления. Этот прогноз образно называют «прогнозом наоборот», поскольку в нём исследование идёт в обратном направлении – от будущего к настоящему.

Аналитический прогноз составляется для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность разных методов и средств изучения будущего.

Прогноз-предостережение разрабатывается для непосредственного влияния на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее (например, возможные экологические катастрофы).

Т.о., прогнозирование лежит в основе сознательного осуществления и использования таких регуляторов общественной жизни, как социальный закон, необходимость, потребность, интерес, проблема, цель, задача, идеал, норма, принцип деятельности людей. Прогнозирование выступает звеном. Которое соединяет познание с практикой, оно является функцией науки, тесно связывающей теорию с повседневной жизнью, с практической действенностью познания. На прогнозировании базируется научное управление, в частности, такая его функция, как планирование. Прогнозирование формирует знания как о желательных общественных явлениях, так и о нежелательных, неминуемых, возможных или вероятных. Возрастание роли прогнозирования в формировании планов развития общества повысило научную необходимость в учёте прогнозов для той или иной фазы планирования.

Рассмотренные вопросы позволяют сделать три принципиально важных вывода:

1. В наше время прогнозирование будущего приобретает всё большее значение для человечества. От прогнозирования теперь в значительной мере зависит судьба грядущих поколений.

2. Современный уровень социальных исследований позволяет получить достаточно вероятное знание о будущем и вывести социальное предвидение из сферы «утопии» в сферу науки.

3. Прогнозирование будущего – это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и научно технического знания.

Следовательно, будущее человечества может быть предсказано научным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: