Почему люди живущие в одном социуме ведут себя по разному?

Во всех случаях человек побуждается к действию идеальными импульсами, теми или иными факторами сознания. Причины, побудившие нас совершить тот или иной поступок, имманентны нашему сознанию, которое пожелало поступить именно так, а не иначе, самостоятельно определило свой выбор.

Психика человека включает в себя две сферы отражения действительности: сознание и бессознательное. Считается, что бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят, в первую очередь инстинкты – совокупность врождённых актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция – это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, путём непосредственного чувственного созерцания или умозрения. Автоматизмы – это сложные действия человека, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, явления сомнамбулизма, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт, или уровень бессознательного. К нему относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Однако большинство философских школ считают, что ведущим началом в человеческой психике является сознание, которое «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. В сознании можно выделить такие структурные элементы: знание, эмоции, воля, мышление, внимание и память.

Знание – это главный компонент, ядро сознания, средство его существования, это понимание человеком действительности, отражение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремлённо «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание – это отношение к действительности в форме знаний с учётом потребностей человека.

Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. Человек переживает то, что отражает. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Воля – осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Внимание – это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определённых объектах.

Память – это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя, как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и своё сознание. Итак, человек – самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти своё место в жизни. Т.о., самосознание – важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Следует, что поведение человека зависит от того на бессознательном или осознанном уровне он выполняет определённые действия, а также от структурных элементов его сознания, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: