double arrow
Вера и богословие

Б.1. В.1. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БОГОСЛОВИЕ». ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОД И ПРЕДМЕТ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ. СООТНОШЕНИЕ С НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ

I. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ

Значение термина «богословие»

Термин «богословие» (по греч. qeologia - составное слово, состоящее из 2х слов: qeos - Бог и logos - слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христиан. восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-1-х, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле - как слово о Боге - стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли свт. Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божеств. Откровения.

Во-2-х, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божеств. Откровения - свидетельство о постигнутом в Откровении. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Св. Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божеств. Троица именуется «истиннейшим предметом богословия». Так св. Ап. Иоанн, свт. Григорий Назианзин и прп. Симеон именуются Церковью богословами: 1-й яснее других евангелистов изложил учение о Св. Троице и Божестве Сына; 2-й ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; 3-й воспел соединение человекам Триединым Божеством.




Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии. Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком. Ныне богословие - это целая совокупность наук, среди к-рых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.

Правосл. догматич. богословие - наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христиан. вероучит. истин (догматов), принимаемых всей полнотой Правосл. Церкви.

Вера и богословие

Бог в Своем Откровении первым выходит на встречу с человеком. Со стороны человека при этом предполагается свободный отклик веры и любви. Вера явл-ся «дверью таинств», она явл-ся условием и основанием богослов. мысли. Верою Христос вселяется в сердце человека (Еф. 3:17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1Кор. 2::12-16). «Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим» (Евр. 11:3), - пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка.



«Вера, - пишет проф. Вл. Лосский, - не психологическое состояние, не простая верность: она - онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом, связь внутренне объективная, к к-рой готовится оглашенный и к-рая подается верному крещением и миропомазанием. Это дар, к-рый восстанавливает и оживляет глубинную природу человека». «В крещении, - говорит св. Ириней Лионский, - мы получаем незыблемый канон веры».

Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. На просьбу учеников умножить в них веру Господь потребовал от них исполнения еванг. заповедей в духе смирения (Лк. 17:5-10). 1-я заповедь - покаяние. Покаянием христианин приемлет дух. ведение о сокровенном, и тогда «в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Дотоле был слух (т. е. вера от слышания слова Божия), а теперь созерцание (вещей Божественных)». Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении дух. очей, «к-рые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божеств. богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14:15-26)».

К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова св. Ап. Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, к-рое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20-27). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, к-рое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блж. Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Но те, в к-рых не говорит внутр. помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух».






Сейчас читают про: