Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вера и богословие




Б.1. В.1. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БОГОСЛОВИЕ». ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОД И ПРЕДМЕТ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ. СООТНОШЕНИЕ С НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ

I. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ

Значение термина «богословие»

Термин «богословие» (по греч. qeologia - составное слово, состоящее из 2х слов: qeos - Бог и logos - слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христиан. восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-1-х, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле - как слово о Боге - стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли свт. Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божеств. Откровения.

Во-2-х, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божеств. Откровения - свидетельство о постигнутом в Откровении. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Св. Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божеств. Троица именуется «истиннейшим предметом богословия». Так св. Ап. Иоанн, свт. Григорий Назианзин и прп. Симеон именуются Церковью богословами: 1-й яснее других евангелистов изложил учение о Св. Троице и Божестве Сына; 2-й ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; 3-й воспел соединение человекам Триединым Божеством.

Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии. Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком. Ныне богословие - это целая совокупность наук, среди к-рых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.

Правосл. догматич. богословие - наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христиан. вероучит. истин (догматов), принимаемых всей полнотой Правосл. Церкви.

Вера и богословие

Бог в Своем Откровении первым выходит на встречу с человеком. Со стороны человека при этом предполагается свободный отклик веры и любви. Вера явл-ся «дверью таинств», она явл-ся условием и основанием богослов. мысли. Верою Христос вселяется в сердце человека (Еф. 3:17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1Кор. 2::12-16). «Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим» (Евр. 11:3), - пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка.




«Вера, - пишет проф. Вл. Лосский, - не психологическое состояние, не простая верность: она - онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом, связь внутренне объективная, к к-рой готовится оглашенный и к-рая подается верному крещением и миропомазанием. Это дар, к-рый восстанавливает и оживляет глубинную природу человека». «В крещении, - говорит св. Ириней Лионский, - мы получаем незыблемый канон веры».

Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. На просьбу учеников умножить в них веру Господь потребовал от них исполнения еванг. заповедей в духе смирения (Лк. 17:5-10). 1-я заповедь - покаяние. Покаянием христианин приемлет дух. ведение о сокровенном, и тогда «в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Дотоле был слух (т. е. вера от слышания слова Божия), а теперь созерцание (вещей Божественных)». Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении дух. очей, «к-рые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божеств. богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14:15-26)».

К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова св. Ап. Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, к-рое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20-27). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, к-рое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блж. Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Но те, в к-рых не говорит внутр. помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух».





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 593; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8616 - | 7074 - или читать все...

Читайте также:

 

18.234.51.17 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.