Этапы развития деятельности счета

Вспомните из предыдущих занятий, что такое счет (процесс установления взаимно однозначного соответствия между элементами конечного множества и начальной частью натурального ряда чисел).

Психологическая характеристика механизма счета как умственной деятельности раскрыта В.В. Давыдовым. Счет имеет цель (количественный: узнать сколько?; порядковый: узнать на котором по счету месте?), действия и результат (это всегда число с количественной или ординальной характеристикой).

Счетная деятельность является сложной системой соподчиненных друг другу отдельных действий (операций). Ребенок их еще не знает и поэтому часто подражает взрослому внешними проявлениями счетной деятельности: называет различные числительные (как он их запомнил), машет в такт называнию рукой или головой.

Счет с помощью слов-числительных имеет 2 компонента:

a) речевой

b) двигательный.

Рассмотрим, как ребенок осваивает двигательный компонент. Первоначально он передвигает предметы, дотрагивается до них. Затем лишь указывает пальцем на предметы на расстоянии. После этого выделяет предметы глазами, не опираясь на действия рук.

В освоении речевого компонента наблюдается следующая последовательность. Первоначально ребенок громко проговаривает слова-числительные. Затем называет их шепотом, затем лишь шевелит губами (иногда это сопровождается произнесением некоторых звуков). После этого произносит слова-числительные про себя без движения губ.

При сравнении последовательности усвоения речевого и двигательного компонентов мы видим, что они проходят путь от внешнего развернутого действия ко внутреннему сокращенному, что характерно для последовательности формирования и развития умственного действия, его интериоризации (П. Я. Гальперин). Данный вывод подтверждает, что мы можем рассматривать счет как умственное действие.

Этапы развития счетной деятельности детей дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: