Терапевтическое обращение со структурой и процессом

При преобладании доэдиповых образцов объектных отношений и при од­новременно ригидных, архаических, равно как и при неустойчивых нормах регуляции поведения, осложняющих неторопливый постепенный процесс «вы­торговывания» норм, в который втянуты различные индивидуумы, необходи­мо ориентироваться на то, что - и это, пожалуй, вначале звучит парадоксаль­но - структуру группы изменить очень сложно, но одновременно с этим, если уж изменения совершаются, то они происходят очень быстро. Импульсивные желания и инстинктивные побуждения, неотложно требующие трансформа­ции или удовлетворения, могут, если они недостаточно нейтрализуются, пе­реполнять структуру группы и, следовательно, приводить к временному или даже долгосрочному нервному срыву. Это может повлечь за собой возникно­вение неуверенности в себе у членов группы или же импульсивные поступки, например такие, как уход с сеанса, отсутствие на нем и угрожающая другим деятельность.

Следовательно, групповой терапевт, работающий в рамках интерактивной терапии, ставит перед собой задачу стимулировать процессы, влекущие за со­бой изменения, и одновременно управлять ими. Мы хотим еще раз подчерк-

– 362 –

нуть, что важнейшей целью интерактивной терапии является перестройка пси­хической структуры, которая испытывает или может испытывать дефицит. Итак, психотерапевт должен принимать во внимание, что структура психотерапевти­ческой группы складывается постепенно и что в ней становится возможным развитие дифференцированных внутренних структур, а также усваивание образцов плодотворных отношений к объекту как к целому. Терапевт может регу­лировать процессы изменения с помощью норм, которые были установлены в терапевтической группе, причем он должен следить за тем, чтобы слишком быстро не возник вопрос о ригидности этих норм (во всяком случае, до тех пор, пока они служат защитой от прорыва импульсов). Он должен обращать внимание на дефициты, имеющиеся в структуре Эго и Суперэго и приводящие к использованию наблюдаемых образцов взаимодействия, и на то, что его вме­шательство может дать толчок к развитию функций. Чтобы управлять процес­сом изменения, психотерапевт должен активно пытаться понять, каково же дей­ствие норм, регулирующих поведение, в том случае, когда в терапевтической группе нарушаются границы переносимости и терпимости. Он должен обра­щать внимание на деструктивные процессы, призывать членов группы к уп­равлению импульсами и к их нейтрализации и тем самым стимулировать учас­тников к усвоению образцов плодотворных отношений и взаимодействий.

Для осуществления вмешательства при применении психоаналитической интерактивной групповой психотерапии можно избрать один из трех уже на­званных путей: путь ответов; путь принятия вспомогательных функций Эго и вспомогательных функций Суперэго путь управления аффектами, которое осу­ществляется как с помощью идентификации, так и с помощью интерпретации контекста. Причем необходимо всегда принимать во внимание следующую те­рапевтическую цель: помочь отдельному пациенту с помощью групповых про­цессов освободиться от фиксаций на псевдодиадных отношениях, в результате чего пациент сможет допустить третье лицо на терапевтический сеанс и вос­принимать его суждения и, следовательно, будет способен строить отношения как в диаде, так и в триаде.

Чтобы эффективное вмешательство стало возможным, необходимо постоян­но учитывать несколько условий, их нужно создавать и, если они имеются, под­держивать. Сюда относится, во-первых, охрана группы, поощрение сил сцепли­вания, действующих в группе. Также психотерапевт должен помнить о том, что процесс взаимодействия должен протекать непрерывно, что не следует допус­кать, например, продолжительного молчания, нужно активно стараться прервать его. Терапевт должен добиться того, чтобы сигналы невербальной коммуника­ции были понятны в разговоре для всех; он должен учитывать границы перено­симости разочарования, обиды, унижения, а также интимной близости, и со сво­ей стороны активно пытаться охранять их в том случае, когда они нарушены или могут быть нарушены (см. Heigl-Evers und Heigl, 1979f, g, 1991; Palmowski, 1992;

– 363 –

Seidler, 1993). Кроме того, здесь нужно указать, что психотерапевт в течение все­го группового процесса должен казаться заинтересованным и способным оказы­вать влияние, динамичным и умеющим производить впечатление, однако ни в коем случае он не должен казаться способным к деструктивности. Он должен прилагать усилия еще и для того, чтобы следить за участниками и понимать дви­жения, которые совершаются в процессе становления группы, и соответствую­щие изменения в структуре группы, которые происходят при переходе от псевдо­диадных к триадным образцам взаимодействий.

Важно также, чтобы терапевт активно включался в процесс образования груп­повых норм, которые «выторговываются» участниками, предлагая со своей сторо­ны альтернативные нормы, и стимулировать членов группы к тому, чтобы они при­нимали их; это можно осуществить тогда, когда терапевт воспринимается как вселяющий надежду и потому идеализируется. Таким образом, благодаря идентифи­кации с терапевтом может происходить переход к интернализации5 таких норм; в дальнейшем же должна произойти смена объекта идентификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: