Продолжая разработку идей Л.С.Выготского, его последователи А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин и др. подтвердили идею о том, что психическое развитие ребенка осуществляется не как процесс его биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом в ходе активной деятельности самого ребенка. Это был выход из тупика проблемы двух факторов развития (биологический и социальный). Процесс развития понимался учеными как продвижение субъекта благодаря его деятельности, а факты наследственности и среды – это условия, которые определяют не суть процесса развития, а различные его варианты в пределах нормы [7].
Особое значение для психического развития человека имеет ведущая деятельность. Это понятие было введено А.Н.Леонтьевым. «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах личности ребенка на данной стадии его развития.»[6]
Позднее Д.Б.Эльконин (1904-1984), занимаясь проблемой периодизации возрастного развития дополнил эту характеристику ведущей деятельности следующими существенными признаками: в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это его отношение к действительности.
В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
— в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
— в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности [7].
Следовательно, смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности на предшествующей стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению ранее сложившихся людьми.
Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (периодически повторяется) [16].
Таблица 3
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Эпохи | Периоды | Возраст (гг.) | Ведущая Деятельность | Доминирующее развитие |
Раннее детство | Младенчество | 0-1 | Непосредственно - эмоциональное общение | Мотивационно-потребностная сфера |
Раннее детство | 1-3 | Предметно -манипулятивная деятельность | Операционально-техническая сфера | |
Детство | Дошкольный возраст | 3-7 | Ролевая игра | Мотивационно-потребностная сфера |
Младший школьный возраст | 7-10 | Учение | Операционально-техническая сфера | |
Подрост-ничество | Подростковый | 11-15 | Интимно-личное общение со сверстниками | Мотивационно-потребностная сфера |
Ранняя юность | 15-17 лет | Учебно - профессиональная | Операционально-техническая сфера |
В этой связи становится понятно, что процесс развития ребенка имеет особую закономерность: сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности и активное формирование личностных качеств субъекта, а затем — операционально-технической, с приоритетным формированием интеллктуально-познавательной сферы. Рассогласование между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, когда одна опережает другую, приводит к необходимости изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Таким образом, по Д.Б.Эльконину, движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности.
«Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии».[8]