В исследованиях последних лет психологи продолжают изучение процесса развития личности.
|
Поскольку в любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое (например, ребенок и взрослый), то смена формы и содержания общности сопровождается и сменой партнера, при этом сменой это можно назвать условно, поскольку это может быть тот же самый человек, например, мама, но в какой-то новой позиции.
|
|
В.И.Слободчиков выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъектности. Соратник и соавтор В.И.Слободчикова Г.А.Цукерман так излагает их содержание: «На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым — мамой или взрослым, выполняющим материнские функции строит общение, не опосредствованное орудиями, предметами, знаками культуры. Эту уникальную, в силу своей непосредственности, форму общности В.И. Слободчиков назвал ступенью ОЖИВЛЕНИЯ, имея в виду как знаменитый «комплекс оживления» — главное эмоциональное событие этой ступени, так и то, что ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную… индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.
На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения... Эту ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями В.И.Слободчиков назвал ступенью ОДУШЕВЛЕНИЯ, вовсе не имея в виду отсутствие душевной жизни на первой ступени, но подчеркивая, что именно здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений.
На третьей ступени партнером ребенка — отрока, юноши становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей,… персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания — в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Эту ступень развития субъекта человеческих общностей В.И. Слободчиков назвал ступенью ПЕРСОНАЛИЗАНИИ, акцентируя момент принятия персональной ответственности за свое будущее.
|
|
На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе развития) все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. Индивидуализация … ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень, поэтому и названа ступенью ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»[10].
Понятие кризисов в периодизации В.И.Слободчикова также обусловлено переходом от одной общности к другой: каждая новая ступень развития — освоения и преобразования новой общности начинается с «кризиса рождения». Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формой совместного существования и создает явление этого кризиса.
К концу стадии принятия ребенок осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить, налаживать данное взаимодействие, приглашая партнеров вступить в этот тип общности. Однако взрослый (партнер) в определенный момент начинает работать «на разрыв» этого, уже сложившегося типа совместности, что приводит к появлению новых отношений в процессе совместных действий и к кризису развития данной общности.
Таблица 4
Периодизация общего психического развития В.И.Слободчикову и Г.А.Цукерман [11]
Ступени развития субъектности | Период становления совместности | Период становления самобытности | ||
кризисы рождения | стадия принятия | Кризисы развития | стадия освоения | |
I. Оживление | родовой кризис 1—2 мес. ±3нед. | новорожденность 0.5 — 4.0 мес. | кризис ново-рожденности: 3.5 — 7 мес. | младенчество 6 — 12 мес. |
II. Одушевление | кризис младенчества: 11 — 18 мес. | раннее детство 1.3г. — 3.0г. | кризис раннего детства: 2.5 г. — 3.5 г. | дошкольное детство Зг. — 6.5 лет |
III. Персо-нализация | кризис детства 5.5 — 7.5 лет | отрочество 6.5— 11. 5 лет | кризис отрочества 11 — 14 лет | юность 13 — 18 лет |
IV. Индивидуализация | кризис юности 17 — 21 год | молодость 1 9 — 28 лет | кризис молодости 27 — 33 года | взрослость 42 года |
V. Универсализация | кризис взрослости 39 — 45 лет | зрелость 44 — 60 лет | кризис взрослости 55 — 65 лет | старость 62 |
кризис индивидуальной жизни |
К интересным суждениям пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. О н вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации; вторая позиция выступает как процесс индивидуализации - осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Согласно Фельдштейну, позиция субъекта возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество».
На протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но ключевые узлы этого развития отражаются в трех этапах:
- до трех лет, когда малыш осознает наличие других людей,
- с трех лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой деятельности,
|
|
- с десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. [16]
Современные исследования показывают, то изменения общественно-исторических условий развития личности, возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребенка.
В числе многих факторов, определяющих эти изменения, Д.И.Фельдштейн отмечает такие как:
- маркетизация (этика рынка), усиливающая ориентацию детей на потребление и отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории;
- маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. [17]
Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий.
Результатом этой ситуации становится такой феномен, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов детей, агрессивности под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.
|
|
[1] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С.136.
[2] Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935. С. 98.
[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 43.
[4] Цукерман Г.А. Психология саморазвития для подростков и их педагогов. М., 1994.
[5] Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С. 32.
[6] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С.503.
[7] Эльконин Д.Б. К поблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989. С.75-78.
[8] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. С-Пб, 2004. С.151.
[9] Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии 1991. № 2. С. 43.
[10] Г.А.Цукерман. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С.55
[11] В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996, №5. С. 43.