double arrow

Билет №1. Приступая к анализу экзистенциализма, целесообразно указать, что он возник на исторической почве социального кризиса

1. Экзистенциализм

Приступая к анализу экзистенциализма, целесообразно указать, что он возник на исторической почве социального кризиса, охватившего в начале XX века экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем, безработицей, войной, ядерной катастрофой – вот подлинные и психологические корни того направления, которое стало наиболее влиятельным в философии 30-60х гг. нашего столетия и получило название экзистенциализм.

Следует отметить, что само название экзистенциализм заключает в себе определенный смысл: классическая философия сущностей заменяется философией человеческого существования. Для экзистенциализма важен приоритет вопросов индивидуального существования: вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и смерти. К основным темам экзистенциализма можно отнести следующие: роль случайности в судьбе человека; бессилие разума; отчуждение; неизбежность смерти; одиночество и тайна; небытие и т.д.

Согласно экзистенциализму, задача философии заключается в том, чтобы заниматься не проблемами науки, а вопросами человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу. Жизнь его сугубо иррациональна, страдания в любой форме преобладают в ней, поэтому страх – важнейшее понятие философии экзистенциализма. Человек живет эмоциями, поэтому на все окружающее он реагирует не теоретически, а эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни,каково место человека в мире -эти вопросы и пытались решить экзистенциалисты, но не с научной точки зрения, так как они считали, что наиболее надежным способом постижения истины является интуиция, "экзистенциальное озарение".Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека. В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

2. Философия древней Индии

В древневосточной философии человек рассматривался как частица всего мироздания. Главное – общество, его порядок, законы, традиции, а человек должен лишь подчиняться. Он должен приобщаться к высшим ценностям, но познать их смысл человеку не дано. В древнеиндийской философии главное место принадлежит мировому процессу, в котором частное, индивидуальное, личное рассматривается как второстепенное, что и определяет соответствующее место человека в мире. Например, в буддизме говорится, что в мире господствует некий безличный процесс жизни, ему противопоставлен мир человека с его страстями, желаниями и потребностями. Жизнь человека есть страдание, согласно учению Будды. Достижение вечного блаженства или Нирваны возможно лишь путем углубленного самосозерцания. В буддизме идея уникальности личности не существует. Реальность человеческого бытия рассматривается как страдание, которое предопределено законами абсолюта.

Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. Были раскрыты причины болезней, лечили паразитарные заболевания, развивалась фармакопея. На древнеиндийскую медицину оказало большое влияние становление первых теоретических представлений об организме и его связи с окружающим миром. Теория "трех субстанций", суть которой заключалась в том, что здоровье - это правильное соотношение в организме трех материальных субстанций - праны, желчи, слизи. Болезнь - это нарушение этих соотношений. Разработка "Аюрведы" - учения о долгой жизни. Развитие кармической медицины. Становление йоги - как уникальной всеобъемлющей системы физического и душевного совершенствования человека.

3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.

Этическая теория, известная как утилитаризм, получила свою имеющую наиболее решающее влияние формулировку в XIX столетии благодаря британским философам Джереми Бентаму (1748-1832) и Джону Стюарту Миллю (1806-1873). Бентам и Милль не выработали идентичных теорий, но обе их версии пришли к тому, что характеризуют как "классический утилитаризм". Утилитаризм - этическая теория, утверждающая, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо. Согласно Джону Ролзу, в этике имеется две основные концепции - это концепция правильности и концепция блага. Концепция морально ценного человека выводится из них. Структура этической теории, по большей части, зависит от того, как в теории определяются и увязываются эти два понятия. Для утилитаризма, как телеологической теории, благо определяется независимо от правильности, и тогда правильность определяется как то, что максимизирует благо. В противоположность этому приоритет правильности является центральной особенностью этики Канта (как деонтологической теории). Итак, в утилитаризме благо определяется независимо от правильности. Это означает, что эта теория рассматривает наши обдуманные суждения по поводу того, какие вещи представляют благо (наши оценочные суждения); в качестве отдельного класса суждений, интуитивно отмеченных здравым смыслом, и далее выдвигает гипотезу, что правильность - это максимизация уже известного блага.

В соответствии с этим; "утилитаристские теории можно различать, во-первых, по тому, что они считают благом (теории ценностей) и, во-вторых, по их определённым стратегиям максимизации блага". Но все версии утилитаризма имеют общую характерную черту обуславливать, в конечном счете, моральную правильность всецело с точки зрения последствий действия, не обращая внимания на то, каково действие само по себе (например, ложь) или каковы характер или намерение субъекта действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: