Билет №7

1) Сократ как основатель античной анторопологии

Мысли Сократа изложены его учеником Платоном. В центре внимания С. – человек, но человек рассматривается С. как нравственное существо. Самое главное в человеке его душа, поэтому можно сказать, что Ф-фия С. – этическая антропология. Под душой понимается разум, как мыслительная нравственно ориентированная активность. Она позволяет человеку жить по законам морали. Коль скоро самое главное в человеке – душа, надо заботиться о душе, самая главная задача воспитания – формирование человека. Чтобы познать человека необходимо познать его душу, «познай самого себя».

Переворот в переоценке философских взглядов софистов осуществил Сократ (470-399 гг. до н.э.), выработав новую шкалу ценностей. Он совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на человека, его души и нравственного мира. Впервые в истории философии Сократ рассматривает человека как моральное существо, сущность которого заключается в его душе, совести, интеллектуальных и моральных качествах. Основные положения сократовской этики нашли широкое отображение в этическом рационализме (знание есть основа добродетели). Сократом открыто понятие свободы как власти разумного начала, показана роль познания как главной цели и способности человека. Структура сократического диалога (как процесса постановки вопросов и правильного нахождения ответов) позволяла познать истинность знания (“в споре рождается истина”). Им поставлена проблема самопознания (“познай самого себя”).

2) Образ человека в социальной философии

Проследим как изменяется образ человека в философии: у Сократа чел – нравственное существо, главное у чел – это душа, она понимается как разум, как мыслящая активность, именно она позволяет человеку жить по законам морали, надо заботиться о душе, познай самого себя; у Аристотеля – чел общественное животное, главное его свойство общение, положение человека определяется его собственностью, по природе или раб, или господин, в средневековье господствующей формой общественного сознания была религия, совершенствование человека предусматривает его обращение к богу, вера превосходит разум, высшая моральная ценность – любовь к Богу, высшее благо – познание Бога (Августин, Фома Аквинский); в центре внимания философии Возрождения оказывается человек, главным предметом философского исследования является человеческое бытие, антропоцентристское мышление, формировании идеала человека, включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции, возросла ценность отдельного своеобразие и уникальность человека сформировала такое понятие личности, которое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки; иррационализм Ницше – в центре его фии - воля к власти – это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Сверхчеловек – это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущейся к злу как единственной созидательной силе; современная философия Фрейдом, Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. В бессознательное входят: "Я"- это область сознательного; "сверх - Я" - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно" - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/; у экзистенцианалистов гл проблема – отчуждение чел от общества, смысл фии заключается в том, чтобы помочь чел, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить собственное я. Хайдигер смысл бытия понимал, как чел существование, Камю – абсурдность человека, она находит выражение в бунте, в к. чел пытается найти выход из сложившегося положения., Сартр – человек делает сам себя, обретает свою сущность, уже существуя.

3) Шелер " Положение человека в космосе"

Между тремя кругами идей нет никакого единства, т.о. у нас есть научная, философская и теологическая антропология, которым нет друг от друга никакого дела, единой же идеей человека у нас нет. Кроме того, возрастающие в числе специальные науки, занимающиеся человеком, как бы ценны они не были, больше скрывают сущность человека чем проясняют ее. Наряду с объективными сущностно-феноменальными свойствами вещей, которые мы называем живыми (самодвижение, самоформирование, самодифференцирование, самоограничение в пространственном и временном отношении), существенным их признаком является тот факт, что живые существа суть не только предметы для внешних наблюдений, но и обладают для себя и внутри себя бытием, в котором они являются сами себе. Самую нижнюю ступень психического развития, которое объективно представляется как живое существо, а субъективно как душа, образует бессознательный, лишенный ощущения и представления, чувственный порыв. Первую ступень становления души, как она предстает в чувственном порыве, мы можем и должны отвести уже растениям. Сущностное направление жизни, которое обозначается словом «растительная», «вегетативная». Сознание начинается лишь с примитивной re-flexio ощущения, причем ощущения сопротивления первоначальному спонтанному движению по тому или другому поводу. Совершенно нет у растений функций оповещения, которую мы находили у всех животных, которое определяет все общения животных между собой и делает уже животное достаточно независимым от непосредственного присутствия вещей, жизненно важных для него. Лишь у человека над функциями выражения и оповещения надстраивается еще и функция представления и именования знаков. Даже самое простое ощущение всегда есть увеличенного внимания, а не просто следствие раздражение именно чувственный порыв является даже в человеке субъектом того первичного переживания сопротивления, относительно которого я в другом месте подробно показал, что оно есть корень всякого обладания «реальностью» и «действительностью». Второй сущностной формой души, следующей за экстатическим чувственным порывом объективном порядке ступеней жизни, следует назвать инстинкт.

Билет №8
1. Концепция человека у Платона.

Приступая к анализу места человека в философской системе Платона, представляется целесообразным рассмотреть наряду с характеристикой личности и творчества, влияние на становление его философских взглядов воззрений Пифагора, Парменида, Гераклида, Сократа, а также указать на ряд особенностей биографических данных Платона (427-347 гг. до н.э.), определивших его приверженность к философским знаниям.

Платон является создателем системы объективного идеализма. Идеалистической основой его философии является понятие идеи, эйдоса – это сущность, которую нельзя увидеть, но можно понять умом. Платон впервые в истории философии поставил вопрос об отношении духа и материи, разграничив таким образом мир на видимый (иллюзорный, воспринимаемый органами чувств) и реальный (действительный, истинный, постигаемый разумом). Поэтому бытие у Платона приобретает два уровня: феноменальный и идеальный. Идеальный – это мир идей: Платон считает, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя, а это не что иное, как идея, душа.

Важный раздел философии Платона – теория познания, суть которой заключается в том, что душа содержит знания об идеях, поскольку до вселения в тело жила в мире идей и “общалась” с идеями, поэтому познание идей осуществляется не через чувства, через разум, через “припоминание”. Понимание природы человека у Платона представлено дуализмом души и тела. Рассуждения о душе включают в себя очищение души – как созерцание идей; бессмертие души – как странствование души из одного тела в другое; метемпсихоз – как перевоплощение души. Анализируя взгляды Платона на общество и государство, следует отметить его системный подход к изображению идеального государства, в котором осуществляется господство всеобщего над индивидуальным.
2.Идея общественного прогресса.

Идея прогресса нечто новое, идея новизны. Понятие прогресс шире понятия новизны. О.П. это не только новизна, но и воспроизведение, наследование, простое освоение жизнестойких элементов, т.е. некая повторяемость.; устранение явно устаревшего; создание принципиально нового. Ряд философов признавали О.П.: Гегель, Маркс, Прогресс – восхождение от низшего к высшему. Ряд философов считали прогресс абсурдом: Шпенглер, Тойнби. Считали, что развитие идет циклично, все повторяется, прогресс невозможен.
3.Понятие “массы” в концепции Х.Ортеги-и-Гассета.

Общество – подвижное единство меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделена ничем. Масса – это средний человек, подразумевается совпадение целей, мыслей, образа жизни. Масса – всякий и каждый, кто ощущает себя таким же как все, но он не удручен, а доволен собственной неотличимостью для создания меньшинства надо чтобы каждый отпал от толпы. Внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Масса снимает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой как все рискует стать отверженным. Обстоятельства и решения – главные слагающие жизни. Обстоятельства – возможности, они нам заданы и навязаны. Жить – вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. Сегодня в обществе преобладает масса, она решает. При всеобщем голосовании массы не решали, а присоединялись к решению того или другого меньшинства. Прямое правление масс – всемогуще и призрачно, масса – те, кто плывет по течению, лишены ориентиров, массовый человек не созидает. Головокружительный рост масс в 19 в. означает все новые и новые толпы, к. извергаются на поверхность истории, но они не успевают пропитаться культурой. Школы вдохнули в массу современные жизненные навыки, силу и спесь современного прогресса, но забыли о воспитании, о духе. Жизнь представлялась новому человеку (20 века), лишенной преград. Прежде для рядового человека жизнь была тяжелой участью – и материально, и житейски. В середине 19 века человек не видит никаких социальных барьеров. Не существует ни каст, ни привилегий. Средний чел усваивает как истину, что все люди узаконено равны. 3 начала сделали возможным этот новый мир: 1либеральная демократия, 2 экспериментальная наука, 3 промышленность. Видя мир великолепно устроенным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не понимает, что дело это требует усилий людей незаурядных. Психологический рисунок массового человека это 2 черты: беспрепятственный рост жизненных запросов, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Избалованный ребенок. Больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего его истоки. Массовый человек ощущает себя совершенному него самые неукоснительные представления о том что творится в мире, он разучился слушать. У него нет устоев, на которые можно опереться, т.е. нет культуры. Массовый человек втянутый в обсуждение теряется, инстинктивно противится высшей инстанции и необходимости уважать то, что выходит за его пределы. Он лишен способности представить. Масса давит на государственную власть, топчет малейшие оппозиционные ростки. Масса при всей ее однородной скученности не желает уживаться ни с кем кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертельно. В 20 веке заурядность прежде подвластная решила властвовать. Массе свойственно врожденное ощущение легкости, обильной жизни, лишенной тяжких ограничений, чувство собственного превосходства и всесилия, она принимает себя такой какой она есть, и считает свой умственный и нравственный уровень более чем достаточный. Не поддаваться внешнему влиянию, не подвергать сомнению свои взгляды, не считаться ни с кем, свойственно постоянное желание господствовать, вмешиваться во все, навязывать свою убогую бесцеремонность. Существо, к. в наши дни проникло всюду и всюду выказало свою варварскую суть – баловень истории. Баловень – это наследник, к. держится исключительно наследства, а наследство – цивилизация. Т.о. избыточные блага сами собой уродуют жизнедеятельность и производят на свет такие ущербные натуры как баловень, т.е. самый вездесущий и законченный тип – современного массового человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: