double arrow

Билет №2. 1.Эволюция философского знания

1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

2.Философия и медицина древней Индии.

В древневосточной философии человек рассматривался как частица всего мироздания. Главное – общество, его порядок, законы, традиции, а человек должен лишь подчиняться. Он должен приобщаться к высшим ценностям, но познать их смысл человеку не дано. В древнеиндийской философии главное место принадлежит мировому процессу, в котором частное, индивидуальное, личное рассматривается как второстепенное, что и определяет соответствующее место человека в мире. Например, в буддизме говорится, что в мире господствует некий безличный процесс жизни, ему противопоставлен мир человека с его страстями, желаниями и потребностями. Жизнь человека есть страдание, согласно учению Будды. Достижение вечного блаженства или Нирваны возможно лишь путем углубленного самосозерцания. В буддизме идея уникальности личности не существует. Реальность человеческого бытия рассматривается как страдание, которое предопределено законами абсолюта.

Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. Были раскрыты причины болезней, лечили паразитарные заболевания, развивалась фармакопея. На древнеиндийскую медицину оказало большое влияние становление первых теоретических представлений об организме и его связи с окружающим миром. Теория "трех субстанций", суть которой заключалась в том, что здоровье - это правильное соотношение в организме трех материальных субстанций - праны, желчи, слизи. Болезнь - это нарушение этих соотношений. Разработка "Аюрведы" - учения о долгой жизни. Развитие кармической медицины. Становление йоги - как уникальной всеобъемлющей системы физического и душевного совершенствования человека.
3.Философские основания деонтологической теории.

.Кант считал, что обоснование нравственности на основе запросов каких-то ситуаций, обстоятельств, интересов групп разрушает фундамент нравственности. Его учение о долге – деонтология – концентрируется вокруг понятия личности как высшей ценности. И.Кант, строя свою этическую концепцию, опи­рался на принцип.позаимствованный им у Руссо, что всякая личность – самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. Для обоснования своей деонтологии И.Кант использует уникальные философские средства, такие как: моральный ригоризм, который означает что нравственными признаются лишь поступки, совершенные по мотивам Долга; стоическая верность общегуманистическим идеалам; безусловное уважение к достоинству личности; провозглашение конституционно-политической власти.

Соответственно, Долг, который Кант так высоко ставит и так решительно противопоставляет склонности к исчислению выгод, с самого начала содержит измерение личностной независимости. Он считает, что моральные требования не сводимы к Удовольствию, Пользе и Выгоде.

Деонтология— учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Медицинская деонтология включает в себя:

1.Вопросы соблюдения врачебной тайны

2.Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3.Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4.Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5.Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: