double arrow

Билет №4. 1. философия и мирвозрение


1. философия и мирвозрение

Философия является одной из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Призвание философов заключается в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни. К историческим формам мировоззрения относятся:

• мифология – это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития; мифы существовали у всех народов мира;

• религия – это форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется за счет его удвоения на "земной" (естественный) и "небесный" (сверхъестественный); основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей;

• философия – это форма мировоззрения, которая стремится понять мир и роль в нем человека с помощью разума и знаний.

• мировоззренческий (с точки зрения данного аспекта, философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека;




2. медицинская теория и практика пифагорейцев

Ранние философы искали рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Постепенно они переходят от знаний, обретенных чувственными образами, к знанию интеллектуальному, которое оперирует понятиями. Впервые такой переход был осуществлен Пифагором. Он считал, что началом всего сущего является число, к. образует все вещи, его не видно, не слышно, но оно в сознании. Все в мире состоит из определенного количества, это количество абстрагировали и возвели в абсолют, согласно этой философии количественные отношения – сущность всех вещей. Пифагор и его ученики полагали, что начало не одно, началом является взаимодействие противоположных начал: предел и беспредел. Необходимо подчеркнуть, что философские взгляды Пифагора и его школы оказали огромное влияние на развитие медицинских знаний. Они определяли сущность здоровья как гармонию всех элементов организма. Врач-пифагореец Алкмеон в своем труде "О природе" впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосмоса и сбалансированной системы противоположностей. Он высказал мысль о необходимости как эмпирических, так и теоретических положений для понимания сущности организма.

3. неофрейдизм. Концепция человека Э.Фрома

Современные сторонники Фрейда - неофрейдисты – Адлер, Фромм, Юнг, попытались критически переработать наследие Фрейда, прежде всего, за счет ослабления роли либидо и усиления социо­логических/Фромм/ и теистических /Юнг/ сюжетов. Фромм занимался проблемами не "невротической личности" как Фрейд, а "невротического общества", рассматривая механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Фромм пришел к выводу, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным, не затрагивая при этом социального бессозна­тельного. В отличие от Фрейда Фромму присуща меньшая биологизация сущности человека. Он отмечал, что она включает в себя как биологические, так и социальные факторы. Природа человека, по его мнению, характеризуется пятью основными потребностями: в общении, "укорененности", "идентичности", самообновлении и системе ориентации. Причем человек может вырабатывать как "здоровый", так и "патологический" способ удовлетворения каждой из своих потребностей. Фромм пытался создать гуманистическую теорию общества. Человек, считал он, драматическое вещество, для которого собственное существование является проблемой. В ходе истории личность освобождаемся от власти стада и стадных инстинктов, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения "бегства от свободы", попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Фромм утверждал, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях истории и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой общественной системы, способен породить тоталитарную идеологию. Научно-технический прогресс Фромм считал, в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению человека в робота.





Билет №5
1. Предмет философии. Специфика философского познания.

Исходное древнегреческое содержание слова "философия"означало "любовь к мудрости". Философ в Древней Греции – это человек, который стремился к высокой мудрости и правильному образу жизни (эта мысль была впервые высказана Пифагором). Платон считал, что философия – это любовь к мудрости, под которой подразумевался особый род знаний, т.е. "знание единого во всем". Уже в древности философия мыслилась не как истина, а как стремление к ней, как идеальный настрой души и ума человека который способен привести к гармоническому равновесию внутреннюю жизнь человека и его сложные взаимоотношения с миром.

Специфика философских знаний заключается в следующих аспектах:

• мировоззренческий (с точки зрения данного аспекта, философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека;

• методологический (данный аспект указывает на то. что философия – это форма универсального теоретического знания, которая предполагает тесную взаимосвязь философии, естествознания, медицины;

• культурологический (позволяющий представить философию как культурно-историческое явление;

• личностный (данный аспект отмечает то, что философия дает возможность человеку понять себя, свой собственный мир, а также осмыслить, в чем его предназначение.
2. Философские основания гиппократовой медицины

Основателем научной медицины считается Гиппократ -древнегреческий философ и врач. В трудах Гиппократа отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его болезни, понятия об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераменте и т.д. В трактате "О древней медицине" он выдвинул проблему самостоятельности, автономии медицинского искусства. В работе "Прогностика" им велась полемика с представителями религиозно-магической медицины. Он считал, что любое заболевание имеет теоретический характер. В труде "0 водах, ветрах и местностях" Гиппократ попытался соотнести понятия "болезнь" - "характер человека" - "окружающая среда". В этом трактате отображена взаимосвязь рациональной медицины с рациональным философским осмыслением мира, а также влияние политических институтов на здоровье людей. Трактат «о природе человека» здоровье равновесие 4-х жидкостей: крови, флегмы, желчи, черной желчи. В "Клятве Гиппократа" сформулированы моральные нормы поведения врача. Значение Гиппократа заключается не только в том, что он придал медицине статус теоретической науки, а в том, что он определил этический устав, основной характеристикой которого было моральное долженствование. В современных терминах смысл "Клятвы" можно сформулировать следующим образом: - врачующий помни, что больной не есть вещь или средство, он есть цель, то есть ценность сам по себе.
3. Общая характеристика философских и антропологических взглядов Н.Бердяева

Бердяев является выд русским философом, основателем так наз "нового христианства". В своей философии он делает установку на личностный, внутренний мир человека, признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Основная философская задача заключается в духовном самосовершенствовании личности. Антропологическая философия Бердяева проявляется в том, что все философские проблемы он рассматривает через проблему человека. Единственной реальностью называет "существование" субъекта. Основой творчества человека является "абсолютная свобода", которая выводится им из "бездны", Содержание этого творчества обозначается как "диалектика богочеловечества". Осуществление "богочеловеческого" творчества Бердяев переносит в так называемое "новое средневековье", загробный мир "четвертого измерения". Понятием "богочеловечество" он дает философское истолкование и оценку философии и культуре. У Бердяева человеческая история имеет новый смысл в свете наступления нового мирового периода, новой религиозной эпохи, которая была им названа как "новое средневековье". "Богочеловечество" - это единственный выход из трагических противоречий современного бытия.







Сейчас читают про: