Болонская декларация и Болонский процесс

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

Эмиль Золя

Болонский процесс вызван к жизни переходом общества к новому этапу своего развития, на котором образование, знания становятся решающими двигателями прогресса. Характер общества на две трети зависит от уровня развития образования и только на треть — от других факторов.

Начало Болонскому процессу было положено в 1998 г., когда на встрече в Париже министры образования четырех европейских стран — Франции, Германии, Италии и Великобритании — выступили с инициативой создания открытой Зоны европейско­го высшего образования. Инициатива была поддержана, и в

С.41

1999 г. министры 29 европейских государств подписали совместное заявление — Болонскую декларацию, а в сентябре 2003 г. ее подписал министр образования России. Основные цели — создание европейской зоны высшего образования и распространение европейской системы высшего образования в мире, формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, рост мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования и выдача узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам (Diploma Supplement).

К этому же времени был подписан Римский договор о создании Общего рынка, который положил начало интеграционным преобразованиям в Европе.

До конца 1980-х гг. в образовании были равные права студентов всех республик, свободное перемещение студентов и преподавателей в рамках страны, взаимное признание дипломов и др. Со времен развала Советского Союза положение в образовании резко изменилось. России и другим странам — членам СНГ будут нужны долгие годы, чтобы сравняться с государствами Европейского Союза в области образования.

Соотношение образовательных уровней в России и странах Европейского Союза приведено в табл. 2.

Причины, лежащие в основе появления Болонского процесса, следующие:

- коренные преобразования в экономической сфере — резкое ускорение циклов производства и сокращение времени их жизни;

- перемещение конкуренции в научную сферу. Организации стараются набирать высококвалифицированный персонал в возрасте до 30 лет, способный нестандартно, творчески мыслить (США в этом отстают — студентов в возрасте до 22 лет всего 39%, в Европе — более 50%);

- замкнутость системы образования, зацикленность на внутривузовских критериях подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда;

- значительное опережение системой образования США Европы по ряду показателей (в США 30% специалистов имеют степень Ph.D., в то время как в Европе — 20%; в США гораздо больше иностранных студентов — 500 тыс., что приносит 10 млрд долл. в год; в России иностранных студентов всего 90 тыс., причем обучение 53% финансируется из средств госбюджета);

- разнообразие названий одинаковых или близких профессиональных квалификаций;

- наличие различных квалификационных уровней, не имеющих аналогов в соседних странах — членах ЕЭС;

- различие требований к уровням подготовки квалифицированных специалистов в различных странах.

С.42

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: