Глава 2. Концепции содержания образования

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концепции содержания образования

Плохой учитель преподносит истину,

хороший — учит ее находить.

А.Ф. Дистервег

В дидактике существуют различные трактовки понятия «содержание образования». В Педагогическом энциклопедическом словаре содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированныи подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания оказываются знания, заслоняя самого человека.

Содержание образования — это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров); основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина); система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф. Харламов); система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта (В.В. Воронов).

«Содержание образования — это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности», — так трактуется содержание образования в Педагогическом энциклопедическом словаре (Б.М. Бим-Бад). В данном определении прослеживается личностно ориентированный подход к содержанию образования.

С.46

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду (Ю.К. Бабанский). В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.

Содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).

В Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 обозначены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

В.С. Ледневым определены следующие факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования:

- факторы глобального уровня, в зависимости от которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

- факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;

- факторы содержания образования в общеобразовательной школе;

- факторы содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

С.47

факторы, лежащие в основе содержания отдельных учебных курсов, практик и учебных проектов.

И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным выделено четыре основных типа содержания образования.

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.

2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.

3. Опыт творческой деятельности, предполагающий поиск новых проблем и их решения на основе творческого преобразования действительности.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, система убеждений, идеалов и ценностей.

Представляется важным, что общепринятое понимание образования как усвоения социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает в современных условиях в противоречие с потребностями отдельно взятой личности в самореализации, достижении определенных личностных целей.

Так, по мнению А.В. Хуторского, содержание эвристического образования включает инвариантную (внешне задаваемую) и вариативную (создаваемую каждым учеником) части. При этом выделяются следующие компоненты содержания эвристического образования:

- образовательная среда;

- образовательный продукт;

- базовое культурно-историческое образование;

- деятельностное образование (общенаучные и частнопредметные способы деятельности, рефлексивно выявленные способы деятельности);

- предметное образование;

- метапредметное образование;

- рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование.

К. Сосницким был предложен структурализм как теория отбора и построения учебного содержания. Он считал, что в содержании каждого предмета необходимо выделять основные (формообразующие) и второстепенные (производные) элементы. Первые должны иметь научную и образовательную значимость, а знание вторых не является обязательным для учащихся общеобразовательной школы.

М.Н. Скаткин и В.В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода; Д. Брунер — на основе структурного подхода; Б. Блум — на основе таксономии целей обучения (познавательных, аффективных и психомоторных). Перечень познавательных целей, имеющих первостепенное значение в освоении знаний и развитии ин-

С.48

теллектуальных умений, включает знание, понимание, применение, анализ, синтез.

Современные концепции новых типов содержания образования представлены в табл. 3.

«Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации, — гласит Закон «Об образовании». — Оно должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Также на формирование содержания образования существенное влияние оказывают различные дидактические теории, которые были рассмотрены выше.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: