Параметры | Содержание образования | ||
деятельностное (В.В. Давыдов) | мыследеятельностное и метапредметное (Ю.В. Громыко) | личностно ориентированное и метапредметное (А.В. Хуторской) | |
Сущность, ценности | Развитие и саморазвитие, формирование мышления и рефлексивного сознания. | Единство процессов мышления, коммуникации и действия на основе рефлексии. | Личное творчество, изменение личного опыта. |
Функции | Теоретическая, развивающая, выращивание субъекта деятельности. | Порождение знаний и самого себя. | Актуализация субъективного образа, поиск смысла. |
Единица содержания | Понятие. | Способ. | Личный опыт. |
Структура | Система учебных задач, мыслительный акт. | Единство мышления, коммуникации и действия. | Процедуры и этапы конструирования идеальной системы знаний. |
Модель образования | Школа развивающего и развивающегося образования. | Мыследеятельностная школа, мета-школа. | Школа творчества. |
С.49
Весьма важным является то, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся определенной профессии и соответствующей квалификации.
|
|
Образование, особенно профессиональное, признавая необходимость учета интересов личности в процессе обучения, в то же время не может игнорировать и социальные потребности. Поэтому новый подход должен гармонично учитывать и социальные, и личностные запросы.
Этим целям в значительно большей степени отвечает идея ключевых компетенций, которая сформировалась в зарубежной социальной теории и практике в конце XX в. как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества, обозначенных в мировом сообществе как кризис образования. Эта идея была положена в основу нового, компетентностного подхода в образовании, адекватного ценностным ориентирам гражданского постиндустриального общества.
В настоящее время идет обсуждение вопроса о содержании образования, построенного на компетентностном подходе. Последний представляет собой целостный теоретико-методологический феномен, имеющий уровневую структуру и обеспечивающий взаимосвязь на единых концептуальных основаниях теоретических концептов и образовательных реалий, сущностно выражающих в совокупности новое качество образования. Такое качество образования обеспечивает готовность обучающегося к практическому действию в ключевых сферах жизнедеятельности с учетом как личностных потребностей, так и интересов государства, общества.
Официальное признание данного подхода как основы образовательной политики в России нашло свое закрепление в нормативных документах, определяющих общую идеологию модернизации образования.
|
|
Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается, что общеобразовательная школа должна формировать у учащихся ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования, а основной целью профессионального образования названа подготовка квалифицированного компетентного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» компетентностный подход назван одним из оснований обновления образования.
С. 50
2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план.