Развитие педагогики и образования в постиндустриальной России

Лучше знать некоторые вопросы,

чем все ответы.

Д. Тербер

Новая политическая и социально-экономическая ситуация в России кардинальным образом отличается от ситуации 2001 г. Сегодняшнее состояние образования, с одной стороны, предполагает необходимость завершения реализации выдвинутых в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» задач, а с другой — позволяет ставить более амбициозные цели. Основной из них является выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования.

В современном мире многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

С.39

Развитие нашего общества, изменения в сфере экономики, культуры и образования выдвигают одной из важнейших задач обновление всех аспектов образовательной политики, ее нацеленность на повышение воспитывающего потенциала образования, формирование человека XXI века, способного быть активным субъектом собственной деятельности.

Сейчас главное условие устойчивого инновационного развития — способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.

Сегодня именно с этих позиций необходимо подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач — развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.

Создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня.

Вопросы модернизации образования в мире явились одним из пунктов повестки дня заседания «Большой Восьмерки», которое впервые прошло в России (2006). Внимание к этому вопросу неслучайно: образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, и инновационный аспект развития образования становится все более и более актуальным.

К основным целям образовательной политики относятся следующие:

- в политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования;

- в социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями;

С.40

- в экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;

- в образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.

Сегодняшнее состояние педагогической науки на один из первых планов выдвигает необходимость обращения к истории педагогики и педагогической мысли, инициации и преобразования ранее существовавших идей. В настоящее время отсутствует позитивная национальная идея, не в полной мере определены стратегические цели общества, наблюдается упадок духовно-нравственных ценностей, который разрывает связь между поколениями. Встает задача расширения спектра функций самой педагогики, что влечет за собой переход от сциентистской парадигмы образования к антропоцентрированной. Воспитание становится основополагающим в образовательном процессе, обучение — его важнейшим средством, развитие — прогнозируемым результатом (И.В. Ульянова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: