Лучше знать некоторые вопросы,
чем все ответы.
Д. Тербер
Новая политическая и социально-экономическая ситуация в России кардинальным образом отличается от ситуации 2001 г. Сегодняшнее состояние образования, с одной стороны, предполагает необходимость завершения реализации выдвинутых в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» задач, а с другой — позволяет ставить более амбициозные цели. Основной из них является выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования.
В современном мире многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
С.39
Развитие нашего общества, изменения в сфере экономики, культуры и образования выдвигают одной из важнейших задач обновление всех аспектов образовательной политики, ее нацеленность на повышение воспитывающего потенциала образования, формирование человека XXI века, способного быть активным субъектом собственной деятельности.
|
|
Сейчас главное условие устойчивого инновационного развития — способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.
Сегодня именно с этих позиций необходимо подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач — развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.
Создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня.
Вопросы модернизации образования в мире явились одним из пунктов повестки дня заседания «Большой Восьмерки», которое впервые прошло в России (2006). Внимание к этому вопросу неслучайно: образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, и инновационный аспект развития образования становится все более и более актуальным.
К основным целям образовательной политики относятся следующие:
- в политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования;
|
|
- в социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями;
С.40
- в экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;
- в образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.
Сегодняшнее состояние педагогической науки на один из первых планов выдвигает необходимость обращения к истории педагогики и педагогической мысли, инициации и преобразования ранее существовавших идей. В настоящее время отсутствует позитивная национальная идея, не в полной мере определены стратегические цели общества, наблюдается упадок духовно-нравственных ценностей, который разрывает связь между поколениями. Встает задача расширения спектра функций самой педагогики, что влечет за собой переход от сциентистской парадигмы образования к антропоцентрированной. Воспитание становится основополагающим в образовательном процессе, обучение — его важнейшим средством, развитие — прогнозируемым результатом (И.В. Ульянова).