Россия | Страны Европейского Союза |
Дошкольное образование | High education — Среднее образование |
Общее образование | Post-secondary education — После средней школы образование |
Начальное профессиональное образование | Vocational education — Начальное профессиональное образование |
Среднее профессиональное образование | Technical education — Внутри начального профессионального образования |
Высшее профессиональное образование | Higher education — 1-я университетская степень: Undergraduate education — До бакалавра — от 1 до 4 лет; Professional education — Интегрированные длительные программы образования |
Послевузовское профессиональное образование | Post-graduate education — После получения 1-й степени (бакалавра) = 5-й курс магистратуры, аспирантура |
Дополнительное образование | — |
Основными мерами по достижению целей Болонской декларации являются:
1) принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, призванной содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейкой системы высшего образования на мировом рынке;
2) принятие системы высшего образования, базирующейся на двух образовательных уровнях, первый из которых должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;
3) создание единой системы зачетных единиц (кредитов) (ECST) для повышения мобильности студентов;
4) устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;
5) учет времени работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала без какого-либо нарушения их прав на пенсию и социальное страхование;
6) совершенствование критериев и методов оценки качества преподавания;
С.43
7) введение понятия «европейское пространство образования», в том числе в отношении содержания обучения, сотрудничества между учебными заведениями, интегрированных программ обучения, тренинга и НИР.
К конкретным мероприятиям в рамках Болонского процесса относятся:
- введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕЭС, выдаваемого каждому студенту автоматически и бесплатно с 2005 г. на одном из широко распространенных европейских языков;
- введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов (ECTS). Это упрощает учет деятельности преподавателей и студентов, порядок расчета заработной платы, стоимости обучения и др.;
- - введение двухуровневого высшего образования;
- создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;
- установление общеевропейских критериев оценки качества образования;
- проведение Болонских семинаров и конференций для поддержания сотрудничества с другими странами и регионами мира;
- разработка программы «Обучение на протяжении всей жизни»;
- законодательное оформление общеевропейского пространства высшего образования (ЕНТА) и пространства научных исследований (ERA).
Перед российским государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество.
Система Болонских соглашений носит рамочный и рекомендательный характер. Она рассчитана на постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и соответственно разных дипломов.
Сегодня из 144 стран, составляющих Всемирную торговую организацию (ВТО), к 2005 г. только 42 вошли в Болонский процесс по одному уровню образования, в том числе по высшему образованию — 21 страна.
Главную ответственность за образование в стране несет государство. Оно должно неуклонно наращивать свое участие в образовании через финансирование, протекционизм как по отношению к системе образования, так и в отношении педагогов и обучающихся.
С.44
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие научного и педагогического знания от житейского?
2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
3. Каковы основные функции педагогики?
4. Почему педагогика рассматривается и как наука, и как искусство?
5. Назовите основные задачи педагогики как науки.
6. Назовите формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
7. Какова структура современной педагогической науки?
8. Каково происхождение названия науки о воспитании — «педагогика» — и когда она выделилась в особую отрасль педагогического знания?
9. Когда произошло становление философии образования как самостоятельной дисциплины?
10. Что понимается под онтологией образования?
11. Охарактеризуйте аксиологию как учение о ценностях.
12. Кого из идеологов образования различных исторических эпох вы можете назвать?
13. Какой смысл вкладывается в понятия «этика образования», «культурология образования»?
14. В чем заключается понимание образования как общественного явления?
15. Каковы основные противоречия современного образования?
16. Перечислите и кратко поясните ведущие тенденции развития образования в России и за рубежом.
17. Назовите основные теории и модели образования и обучения, приведите их краткую характеристику.
С.45