Классификация образования в России и странах Европейского Союза

Россия Страны Европейского Союза
Дошкольное образование High education — Среднее образование
Общее образование Post-secondary education — После средней школы образование
Начальное профессиональное образование Vocational education — Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование Technical education — Внутри начального профессионального образования
Высшее профессиональное образование Higher education — 1-я университетская степень: Undergraduate education — До бакалавра — от 1 до 4 лет; Professional education — Интегрированные длительные программы образования
Послевузовское профессиональ­ное образование Post-graduate education — После получения 1-й степени (бакалавра) = 5-й курс магистратуры, аспирантура
Дополнительное образование

Основными мерами по достижению целей Болонской декларации являются:

1) принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, призванной содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейкой системы высшего образования на мировом рынке;

2) принятие системы высшего образования, базирующейся на двух образовательных уровнях, первый из которых должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;

3) создание единой системы зачетных единиц (кредитов) (ECST) для повышения мобильности студентов;

4) устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;

5) учет времени работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала без какого-либо нарушения их прав на пенсию и социальное страхование;

6) совершенствование критериев и методов оценки качества преподавания;

С.43

7) введение понятия «европейское пространство образования», в том числе в отношении содержания обучения, сотрудничества между учебными заведениями, интегрированных программ обучения, тренинга и НИР.

К конкретным мероприятиям в рамках Болонского процесса относятся:

- введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕЭС, выдаваемого каждому студенту автоматически и бесплатно с 2005 г. на одном из широко распространенных европейских языков;

- введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов (ECTS). Это упрощает учет деятельности преподавателей и студентов, порядок расчета заработной платы, стоимости обучения и др.;

- - введение двухуровневого высшего образования;

- создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;

- установление общеевропейских критериев оценки качества образования;

- проведение Болонских семинаров и конференций для поддержания сотрудничества с другими странами и регионами мира;

- разработка программы «Обучение на протяжении всей жизни»;

- законодательное оформление общеевропейского пространства высшего образования (ЕНТА) и пространства научных исследований (ERA).

Перед российским государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество.

Система Болонских соглашений носит рамочный и рекомендательный характер. Она рассчитана на постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и соответственно разных дипломов.

Сегодня из 144 стран, составляющих Всемирную торговую организацию (ВТО), к 2005 г. только 42 вошли в Болонский процесс по одному уровню образования, в том числе по высшему образованию — 21 страна.

Главную ответственность за образование в стране несет государство. Оно должно неуклонно наращивать свое участие в образовании через финансирование, протекционизм как по отношению к системе образования, так и в отношении педагогов и обучающихся.

С.44

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличие научного и педагогического знания от житейского?

2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

3. Каковы основные функции педагогики?

4. Почему педагогика рассматривается и как наука, и как искусство?

5. Назовите основные задачи педагогики как науки.

6. Назовите формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

7. Какова структура современной педагогической науки?

8. Каково происхождение названия науки о воспитании — «педагогика» — и когда она выделилась в особую отрасль педагогического знания?

9. Когда произошло становление философии образования как самостоятельной дисциплины?

10. Что понимается под онтологией образования?

11. Охарактеризуйте аксиологию как учение о ценностях.

12. Кого из идеологов образования различных исторических эпох вы можете назвать?

13. Какой смысл вкладывается в понятия «этика образования», «культурология образования»?

14. В чем заключается понимание образования как общественного явления?

15. Каковы основные противоречия современного образования?

16. Перечислите и кратко поясните ведущие тенденции развития образования в России и за рубежом.

17. Назовите основные теории и модели образования и обучения, приведите их краткую характеристику.

С.45


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: