double arrow

Цели и задачи воспитания в современных условиях

Высшие цели жизни — не экономические

и не социальные, а духовные.

Н.А. Бердяев

Важным элементом воспитания являются цели. Они оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс — на его содержание, формы и методы, — что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, — писал К.Д. Ушинский, —

С.112

который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности»[9].

Вместе с тем ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует обратиться к А.С. Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из на­ших педагогических рук»[10].

Главная цель воспитания — разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. А. Маслоу описал признаки самоактуализирующейся личности, которые позволя­ют педагогам конкретизировать практическую воспитательную деятельность:

- более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;

- принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;

- центрированность на задаче, а не на себе;

- некоторая автономность, потребность в уединении;

- личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;

- мистичность и опыт высших состояний;

- чувство сопричастности, единения с другими;

- демократическая структура характера;

- различение средств и цели, добра и зла;

- философское, неврожденное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

- сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе.

Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой конкретизацию — определение стратегических и тактических задач воспитания. Л.С. Выготский писал: «Человек, в сущности, воспитывает сам себя... С научной точки зрения нельзя воспринимать другого»[11], т.е. педагог по собственному

С.113

произволу не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в конце XX — начале XXI в. заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировку цели воспитания необходимо сделать добавление — в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее, что самоактуализирующаяся личность развивается в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность организована как самодеятельность воспитанников и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников различны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.

В процессе воспитания происходят социализация личности, ее развитие (переход на новые уровни), самоопределение (формирование ответственности), появление новообразований (новых качеств), интеграция личности (B.C. Кукушин).

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического и конфессионального состояния общества.

Среди выдвигаемых в современных педагогических теориях целей можно выделить следующие:

воспитание гражданина: формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания являются освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина;

воспитание с целью самореализации личности. Эта цель ставится в качестве противовеса политике стандартизации личности, усреднения мышления и поведения, подавления индиви дуальности.

С.114

Каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное должно преобладать в нем над общественным, гражданским. Поэтому целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, развития его индивидуальности;

воспитание гуманистическое: воспитание должно преследовать цель формирования и развития, гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать с ними контакты. Ориентиром для воспитателей и воспитанников должно быть сознательное партнерство;

воспитание с целью обеспечения выживания. Глобальные экологические проблемы ставят под вопрос само существование человечества на Земле. В этих условиях целью воспитания должны быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию целей деятельности других, к сотрудничеству с ними, взаимопониманию.

Наиболее полно интересам человека и общества отвечает цель всестороннего и гармоничного развития личности. Эта цель является условием для реализации всех остальных целей воспитания: всесторонне развитый человек в наибольшей мере отвечает требованиям к нему как гражданину, быстрее и лучше найдет себе любимую работу для личного счастья, будет подготовлен к выживанию в самых экстремальных условиях и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: