Высшие цели жизни — не экономические
и не социальные, а духовные.
Н.А. Бердяев
Важным элементом воспитания являются цели. Они оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс — на его содержание, формы и методы, — что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, — писал К.Д. Ушинский, —
С.112
который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности»[9].
Вместе с тем ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует обратиться к А.С. Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук»[10].
|
|
Главная цель воспитания — разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. А. Маслоу описал признаки самоактуализирующейся личности, которые позволяют педагогам конкретизировать практическую воспитательную деятельность:
- более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;
- принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;
- центрированность на задаче, а не на себе;
- некоторая автономность, потребность в уединении;
- личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;
- мистичность и опыт высших состояний;
- чувство сопричастности, единения с другими;
- демократическая структура характера;
- различение средств и цели, добра и зла;
- философское, неврожденное чувство юмора;
- самоактуализирующееся творчество;
- сопротивление раскультуриванию.
Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе.
Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой конкретизацию — определение стратегических и тактических задач воспитания. Л.С. Выготский писал: «Человек, в сущности, воспитывает сам себя... С научной точки зрения нельзя воспринимать другого»[11], т.е. педагог по собственному
|
|
С.113
произволу не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в конце XX — начале XXI в. заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировку цели воспитания необходимо сделать добавление — в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, сформулировать черты самоактуализирующейся личности.
Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее, что самоактуализирующаяся личность развивается в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность организована как самодеятельность воспитанников и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.
Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников различны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.
В процессе воспитания происходят социализация личности, ее развитие (переход на новые уровни), самоопределение (формирование ответственности), появление новообразований (новых качеств), интеграция личности (B.C. Кукушин).
Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического и конфессионального состояния общества.
Среди выдвигаемых в современных педагогических теориях целей можно выделить следующие:
воспитание гражданина: формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания являются освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина;
воспитание с целью самореализации личности. Эта цель ставится в качестве противовеса политике стандартизации личности, усреднения мышления и поведения, подавления индиви дуальности.
С.114
Каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное должно преобладать в нем над общественным, гражданским. Поэтому целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, развития его индивидуальности;
воспитание гуманистическое: воспитание должно преследовать цель формирования и развития, гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать с ними контакты. Ориентиром для воспитателей и воспитанников должно быть сознательное партнерство;
воспитание с целью обеспечения выживания. Глобальные экологические проблемы ставят под вопрос само существование человечества на Земле. В этих условиях целью воспитания должны быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию целей деятельности других, к сотрудничеству с ними, взаимопониманию.
Наиболее полно интересам человека и общества отвечает цель всестороннего и гармоничного развития личности. Эта цель является условием для реализации всех остальных целей воспитания: всесторонне развитый человек в наибольшей мере отвечает требованиям к нему как гражданину, быстрее и лучше найдет себе любимую работу для личного счастья, будет подготовлен к выживанию в самых экстремальных условиях и т.д.