double arrow

Воспитание джентльмена


Джентльмены всегда остаются в

меньшинстве. Это их привилегия.

Р. Олдингтон

Воспитание джентльмена (Дж. Локк) — воспитательная система, ориентированная на учет индивидуальных особенностей воспитанников, развитие их личности, становление индивидуальности. Джентльмен — высокообразованный и деловой человек, выходец из высшего общества, образование получает на дому при помощи приглашенных педагогов. Джентльмену присущи утонченность в обращении с людьми, качества дельца и предпринимателя. Составляющие системы воспитания: физическое воспитание, выработка характера и воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, при этом умственное воспитание должно было иметь как теоретическую так и практичес­кую направленность. В качестве воспитательных средств использовались пример, труд, окружение.

В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая на решающую роль воспитания как основного средства развития личности.




Педагог в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, следовательно, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает

С.137

знания, полезные для общества. Дж. Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы. В свою очередь законы природы и общества на­ходятся в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Конечная цель воспитания, по Дж. Локку, — обеспечение «здорового духа в здоровом теле». Дж. Локк рассматривал физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны: умственное воспитание должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Дж. Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключая случаи дерзкого и систематического неповиновения). С детьми, считал Дж. Локк, надо обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. При этом не подавлять личность ребенка, воспитывать с помощью примеров, рассуждений, ласковых слов.



Рассмотренная система воспитания Дж. Локка применима к воспитанию детей из состоятельной среды. Педагог был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Поэтому он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из высшего общества; ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. В проекте «О рабочих школах» мыслитель предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты — школы для бедных детей 3—14 лет, где они своим трудом должны окупать свое содержание. Система воспитания и образования Дж. Локка имела практическую направленность: «для деловых занятий в реальном мире».

Цель воспитания, по Дж. Локку, — сформировать джентльмена, дельца, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен — это человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясностью мысли и жизненно необходимыми знаниями. Программа обучения должна включать латинский и французский языки, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование; также ребенок должен приобрести навыки социального поведения — «хорошие манеры и знание света»[13]. Основную задачу Дж. Локк видел в воспитании нравственного, физически и умственно развитого джентльмена.



С.138

Важным аспектом педагогической системы Локка является то, что юноша должен получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного-единственного воспитателя, который должен стать практически членом семьи. Вот что говорит Дж. Локк об учебе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плеткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрел интеллектуальную культуру»[14]1.

Что ж, во времена Дж. Локка подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребенка тягу к знаниям, стремление к учебе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию вместо умного, энергичного и любознательного человека получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Дж. Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Дж. Локка. Он считал, что в школе «толпа дурно воспитанных детей» («стадо») будет плохо влиять на молодого джентльмена.

Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, так как исключается из развития ребенка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. Таким образом, создаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. В результате получается своеобразный «идеальный» продукт воспитания.

Однако данный подход обладает также рядом негативных моментов. Во-первых, эффект новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может перевесить все вос­питание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение со сверстниками — это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности. Ребенку также может быть полезно

С.139

общение с дурно воспитанными людьми в том смысле, что это научит его коммуникабельности, умению находить общий язык с представителями самых разных сословий, а это обязательно пригодится в будущем. Безусловно, подобный подход к воспитанию имеет более практико-ориентированный характер.







Сейчас читают про: