Обучать — значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
Закономерность обучения — это реальная, объективно складывающаяся, периодически повторяющаяся связь явлений в образовательном процессе. Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности — это зависимость обучения от общественных процессов и условий:
- социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;
- воспитывающего и развивающего характера процесса обучения;
- его вербально-деятельностного характера;
- особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром.
Внутренние закономерности отражают связи между компонентами процесса обучения. Это прежде всего:
- зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности;
- характер связей субъектов и объектов образовательного процесса;
- зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого;
|
|
- задачная структура обучения (от незнания — к знанию, от знания — к умению, от умения — к навыку).
Рассмотрим закономерности процесса обучения, выявленные педагогикой советского периода и не потерявшие значения в современных условиях.
М.А. Данилов и М.Н. Скаткин обозначают следующие закономерности:
- соответствие школьного образования уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания;
- взаимосвязь обучения и воспитания;
- активность учащихся в обучении и воспитании;
- обусловленность общего развития учащихся способом обучения;
- наличие причинной зависимости развития учащихся от характера обучения и выполняемой им учебной и трудовой деятельности и др.
С.167
Г. Нойнер раскрывает такие закономерности, как:
- связь педагогического процесса с общественными условиями, в которых он протекает;
- связь между целью, средствами и результатами процесса;
- зависимость содержания от цели и возможностей для обучения и воспитания;
- связь между воспитательными воздействиями и активной деятельностью воспитуемых;
- зависимость методов, средств и форм организации обучения и воспитания от цели и содержания педагогического процесса и др.
И.Я. Лернер называет следующие законы и закономерности обучения:
- закон воспитывающего обучения;
- всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;
- обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего;
|
|
- учебный процесс протекает только при соответствии (не тождестве) цели ученика цели учителя в условиях соответствия деятельности преподавателя способу усвоения изучаемого содержания;
- целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;
- между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обусловливают степень достижения цели.
Процесс обучения связан с процессами образования, воспитания и развития; зависит от реальных учебных возможностей обучаемых, от внешних условий, в которых он протекает; закономерно взаимосвязаны процессы преподавания и учения; методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности зависят от задач и содержания обучения и др. (Ю.К. Бабанский).
Многие из названных закономерностей остаются без изменений в нынешнем образовательном процессе. Современная педагогика обосновала две важнейшие тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения. Они отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения (целями, содержанием, преподаванием, учением) и возникающими в процессе обучения механизмами развития, воспитания и социализации.
Первая закономерность: в процессе обучения происходит развитие личности.
Вторая закономерность: в процессе обучения происходит воспитание личности.
С.168