Закономерности обучения

Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Закономерность обучения — это реальная, объективно складывающаяся, периодически повторяющаяся связь явлений в образовательном процессе. Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности — это зависимость обучения от общественных процессов и условий:

- социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;

- воспитывающего и развивающего характера процесса обучения;

- его вербально-деятельностного характера;

- особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром.

Внутренние закономерности отражают связи между компонентами процесса обучения. Это прежде всего:

- зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности;

- характер связей субъектов и объектов образовательного процесса;

- зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого;

- задачная структура обучения (от незнания — к знанию, от знания — к умению, от умения — к навыку).

Рассмотрим закономерности процесса обучения, выявленные педагогикой советского периода и не потерявшие значения в современных условиях.

М.А. Данилов и М.Н. Скаткин обозначают следующие закономерности:

- соответствие школьного образования уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания;

- взаимосвязь обучения и воспитания;

- активность учащихся в обучении и воспитании;

- обусловленность общего развития учащихся способом обучения;

- наличие причинной зависимости развития учащихся от характера обучения и выполняемой им учебной и трудовой деятельности и др.

С.167

Г. Нойнер раскрывает такие закономерности, как:

- связь педагогического процесса с общественными условиями, в которых он протекает;

- связь между целью, средствами и результатами процесса;

- зависимость содержания от цели и возможностей для обучения и воспитания;

- связь между воспитательными воздействиями и активной деятельностью воспитуемых;

- зависимость методов, средств и форм организации обучения и воспитания от цели и содержания педагогического процесса и др.

И.Я. Лернер называет следующие законы и закономерности обучения:

- закон воспитывающего обучения;

- всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;

- обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего;

- учебный процесс протекает только при соответствии (не тождестве) цели ученика цели учителя в условиях соответствия деятельности преподавателя способу усвоения изучаемого содержания;

- целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;

- между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обусловливают степень достижения цели.

Процесс обучения связан с процессами образования, воспитания и развития; зависит от реальных учебных возможностей обучаемых, от внешних условий, в которых он протекает; закономерно взаимосвязаны процессы преподавания и учения; методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности зависят от задач и содержания обучения и др. (Ю.К. Бабанский).

Многие из названных закономерностей остаются без изменений в нынешнем образовательном процессе. Современная педагогика обосновала две важнейшие тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения. Они отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения (целями, содержанием, преподаванием, учением) и возникающими в процессе обучения механизмами развития, воспитания и социализации.

Первая закономерность: в процессе обучения происходит развитие личности.

Вторая закономерность: в процессе обучения происходит воспитание личности.

С.168


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: