Принципы обучения

Дидактический принцип — структурный

элемент научного обоснования обучения.

В.В. Краевский

Принцип обучения — руководящая идея, основное правило обучения, одно из основных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его организации. Если педагогические закономерности объясняют, как протекает педагогический процесс, то принципы дают знание о том, как его строить.

В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. Принципы обучения — это конкретно-историческая категория, связанная с представлениями о сущности процесса обучения и его целях, которые преобладают в данный исторический период. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.

Для любого вида обучения общим моментом является цикличность процесса обучения, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели до поиска средств и оценки результата. Цикличность предполагает, с одной стороны, постановку учителем задач, целей и оценку усвоенных знаний, с другой — осознание и решение обучающимися поставленных задач и их способность к самооценке. Это говорит о двустороннем характере процесса обучения.

Еще один общий момент обучения — это структура процесса обучения, степень соответствия целей и методов результатам.

Система дидактических принципов, или принципов обучения, реализуемых в процессе обучения, определяет его эффективность и конечный результат.

Анализ работ по дидактике (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.С. Селиванов, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, А.В. Хуторской и др.) позволяет сделать заключение, что природа принципов, их номенклатура, содержание и функции не остаются постоянными. Они претерпевают существенные изменения вместе с изменением социально-экономических условий жизни общества, его господствующей идеологии, роли образования в жизни общества, уровня развития науки, техники.

Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.

С.169

На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.

В условиях феодального общества основоположник дидактики Я.А. Коменский (1592—1670) стремился создать систему принципов обучения («основоположений»), исходя из ведущего принципа природосообразности, который рассматривался как один из основных принципов обучения в педагогике XVIII — XIX вв.

А.Ф. Дистервег рассматривал принципы и правила как требования к содержанию обучения, учителю и учащимся. Этим исследователем был введен принцип культуросообразности. По А.Ф. Дистервегу, дидактические правила основываются на установленных психологических законах.

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация следующих ди­дактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова). Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

Некоторые из перечисленных дидактических принципов с несущественной вариацией в их формулировке можно представить следующим образом:

- принцип научности, опирающийся на закономерную связь между содержанием научного материала и учебного предмета;

- принцип наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации. По Я.А. Коменскому, принцип наглядности — это «золотое правило дидактики»;

- принцип системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;

- принцип активности и самостоятельности обучающихся, или ограничения их зависимости от педагога;

- принцип взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

- принцип доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

- принцип народности как обращения к истории, традициям предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной культуре.

Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и дидактического материала.

С.170

Принцип как основное положение, которым руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, будет действенным лишь тогда, когда, во-первых, он станет реальным убеждением самого педагога относительно сущности, содержания и методов обучения, а во-вторых, когда деятельность на его основе будет отвечать социально-экономическим условиям развития общества на данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: