| Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
| 1-й уровень — урок | |
| Языковые системы знаков (устная и письменная речь). Средства наглядности (схемы, фото и др.). Учебные компьютерные программы. Организующе-координирующая деятельность учителя. Уровень квалификации учителя. Уровень внутренней культуры учителя. Формы организации учебной деятельности на уроке. | Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий. Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов. Текстовой материал. Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели). Технические средства обучения. Лабораторное оборудование |
| 2-й уровень — предмет | |
| Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и др.). Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и др.). Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) | Учебники и учебные пособия. Дидактические материалы. Методические разработки (рекомендации) по предмету. Первоисточники |
| 3-й уровень — процесс обучения в целом | |
| Система обучения. Методы обучения. Система общешкольных требований | Кабинеты для обучения. Библиотеки. Столовые, буфеты. Медицинские кабинеты. Помещения для администрации и педагогов. Раздевалки. Рекреации |
С.174
Таблица 5
Группировка средств обучения
| Основания для выделения | Составляющие |
| Материальные объекты | Учебное оборудование, инструменты, приборы, учебно-производственное оборудование, демонстрационное оборудование ТСО. |
| Знаковые системы | Учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради. |
| Логические регулятивы деятельности | Теоретический уровень: принципы, правила, методы, методика обучения. Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности. |
Средства обучения также можно объединить по таким основаниям, как материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности (табл. 5).