Классификация средств обучения по трем уровням (В. В. Краевский)

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1-й уровень — урок
Языковые системы знаков (устная и письменная речь). Средства наглядности (схемы, фото и др.). Учебные компьютерные программы. Организующе-координирующая деятельность учителя. Уровень квалификации учителя. Уровень внутренней культуры учителя. Формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из первоисточ­ников, учебников, пособий. Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов. Текстовой материал. Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели). Технические средства обучения. Лабораторное оборудование
2-й уровень — предмет
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и др.). Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и др.). Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) Учебники и учебные пособия. Дидактические материалы. Методические разработки (реко­мендации) по предмету. Первоисточники
3-й уровень — процесс обучения в целом
Система обучения. Методы обучения. Система общешкольных требова­ний Кабинеты для обучения. Библиотеки. Столовые, буфеты. Медицинские кабинеты. Помещения для администрации и педагогов. Раздевалки. Рекреации

С.174

Таблица 5

Группировка средств обучения

Основания для выделения Составляющие
Материальные объекты Учебное оборудование, инструменты, прибо­ры, учебно-производственное оборудование, демонстрационное оборудование ТСО.
Знаковые системы Учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради.
Логические регулятивы деятельности Теоретический уровень: принципы, правила, методы, методика обучения. Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности.

Средства обучения также можно объединить по таким основаниям, как материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности (табл. 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: