Проблема социального научения человека

Проникни в сущность каждого явленья

И лишь тогда уже суди о нем.

Не будь служителем чужого мненья,

Имей свое сужденье обо всем.

Мирза-Шофи

В современной педагогической психологии обсуждаются вопросы социального научения человека. Доминирующими теориями научения являются бихевиоризм и когнитивизм. Бихевиористская традиция выросла из эмпирической, ассоциативной традиции, родоначальником которой был Аристотель и в развитие которой внесли существенный вклад Джон Локк и Джон Стюарт Милль, утверждавшие, что научение человека заключается в образовании новых комбинаций идей. Аристотель собирал факты и пытался обнаружить среди них общие закономерности. Дж. Локк и Дж. С. Милль как эмпирики были убеждены, что опыт является единственным источником познания. Дж. С. Милль утверждал: «Наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они — копия»[17].

Бихевиористские теории учения характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые вызывают у обучаемого ответные реакции.

Научение — приобретение индивидуального опыта — осуществляется через закрепление навыков (упроченной связи), стимула (реакции на процесс учения) и заключается в установлении определенной связи между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. Наоборот, негативное подкрепление (наказание, порицание, переживание, разочарование) разрушает образовавшуюся связь. Закон упражняемости заключается в том, что связь будет тем прочнее, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и определенной реакции. Кроме того, при научении человека важна такая закономерность, как «знание результатов» (Э. Торндайк).

Представители когнитивизма (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор и др.) использовали аналогию между процессами переработки информации человеком и вычислительными машинами, утверждали решающую роль знания в протекании психических процессов и поведении человека. Когнитивные теории учения

С.164

можно разделить на две группы. Первую составляют информационные теории, рассматривающие учение как информационный процесс. Теории второй группы стремятся описывать процесс учения с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.

Жизнь человека — это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, разнообразное научение. Теория социального научения показывает, что похвалы и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению.

Важнейшими формами социального научения являются имитация (подражание), идентификация. Имитация — это подражание, более или менее точное воспроизведение оригинала, подделка. Идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия другой личности, выступающей в качестве модели.

Научение может осуществляться на различных уровнях: выработка реактивного, концептуального и оперантного поведения, когнитивного научения (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко). Научение не может быть успешным, если человек не достиг определенного уровня развития, созревания. В психологии выделяют критические сенситивные периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения, например викарное научение (подражание) возможно в 2 — 3 года, когнитивные способы научения — с 5 лет, научение путем рассуждения — с 12 лет, формирование профессионального мышления — в 20 —25 лет.

Истоки рефлексивного подхода к познанию явлений и предметов действительности находятся в трудах философов. Так, Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания — внутренний опыт, в отличие от внешнего. В этой трактовке преломились представления о реальной способности человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, к самоанализу собственных состояний.

В современной гносеологии рефлексия рассматривается преимущественно как один из методов познавательной деятельности. С этой позиции рефлексия характеризует любую мыследеятельность, которая вскрывает предельные, пограничные основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного, познавательного, собственно человеческого универсумов, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего. Имеется в виду обращение мышления на осознание

С.165

собственных исходных позиций для уразумения способов формирования представлений о сущем, принципов его фиксации, освоения в различных типах деятельности (предметной, социальной, экзистенциальной).

В современной психологии рефлексия трактуется следующим образом:

- как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, что предполагает особую направленность внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта: у детей рефлексии почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы;

- как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; рефлексия — не просто знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие видят и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, причем содержанием последних выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия имеет дело с предметным содержанием, которое безличностно, но при этом различают теоретическую и практическую рефлексию. Первая представляет собой момент развития понятия, метод, позволяющий переходить от одного определения к другому в рамках одного понятия. Вторая является процессом соотнесения индивидуального действия или помысла с понятием и одновременно контролирует меру этой соотнесенности.

Рефлексию следует рассматривать как способность человека осознавать формы и содержание собственного мышления, критически анализировать предпосылки и методы познания. Рефлексия — универсальный способ анализа операционального поля сознания («осознание сознания»), основанный на системном подходе к анализу явлений действительности и самой рефлексивной функции объектов управления.

В современной социальной педагогической психологии рефлексия рассматривается во взаимосвязи с феноменами педагогической социальной перцепции (функция эмпатии, механизмы центрации и идентификации в межличностном познании, рефлексивно-перцептивные способности и умения и др.). Рефлексивно-перцептивные умения педагога можно представить в виде познания собственных индивидуально-психологических особен­ностей, оценки своего собственного психического состояния, а также разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.

С.166


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: