Сущность и основные подходы к управлению образовательными системами

Как легко дать предмету новое назва-

ние, так трудно изменить его сущность.

Ш. Монтескье

В богатейшем наследии мировой социальной мысли имеется множество направлений исследования проблем социального управ-

С.209

управления. Концепции управления — это научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией. В XX столетии было разработано значительное количество научных концепций управления, наиболее значительными из которых являются школа научного менеджмента (Ф. Тейлор), школа человеческих отношений (Э. Мэйо), эмпирическая школа (П. Друкер), школа социальных систем (Г. Саймон, Р. Каерт, Д. Марч), новая школа теории управления (Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев, Дж. Форрестер, Р. Акофф и др.), управление в кризисных ситуациях (Ч. Перроу), марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и отечественная социология труда (А.К. Гастев, Н.А. Витке, П.М. Керженцев).

Значительный вклад в развитие теоретических основ управления внесли многие отечественные исследователи. Среди них М.К. Бочаров (общая теория управления), В.Г.Афанасьев, В.А. Зверев (социальное управление), Ю.К. Васильев, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, П. В. Худоминский, В.А. Якунин (управление образовательными система­ми), С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Соколов, Р.Х. Шакуров (управление профессиональным образованием).

Современная теория управления учреждениями образования развивается как часть общей теории управления социальными организациями. Она имеет свои существенные особенности, отличающиеся от теорий управления организациями других видов. Однако в ее основе лежат общеуправленческие подходы (модели). Рассмотрим те из них, которые представляют определенный интерес для организации управления образовательными системами. Это механистическая модель (Ф. Тейлор, начало XX в.), классическая модель (А. Файоль, 1916), поведенческий подход к управлению (Э. Мэйо, 1930), системный и ситуационный подходы к управлению (П. Лоуренс, Дж. Лорш, 1992), процессный подход к управлению.

Ф. Тейлор показал, что управление, осуществляющееся на научных принципах (выработка истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; научное обучение их и тренировка; тесное, дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями), позволяет получать значительно более высокие результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте. Существенным недостатком теории управления Ф. Тейлора является то, что в ее основе лежит механистическая модель организации, работающей по принципу отлаженного часового механизма. Научная организация труда предполагает выработку многочисленных правил, законов, формул, которые должны заменять собой личное суждение индивидуального работника. Теория ориентирована на создание стабильно функционирующей, а не развивающейся организации.

С.210

Первую целостную модель управления организациями предложил А. Файоль, впоследствии эта теория получила название классической. Собственно управленческая деятельность — это способы и шаги в рациональной организации систем управления. Управление, по Файолю, предполагает необходимость учета значительного количества факторов. Таким образом, А. Файолем была заложена идея ситуационного управления. Способами рациональной организации систем управления, по Файолю, являются: предвидение (учет будущей перспективы и разработка программы действий); хорошая организация (необходимость строить двойной материальный и социальный организм предприятия); умение распоряжаться (заставлять персонал предприятия, учреждения надлежаще работать); координация (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия руководства и подчиненных); контроль (следить за тем, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).

А. Файоль впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. В центре классической теории управления находится формальная структура учреждения, т.е. способ группировки работ и распределения полномочий и ответственности субъектов. Однако, так же как и Ф. Тейлор, А. Файоль не рассматривал вопросы управления в связи с развитием организации.

Основателем поведенческого подхода к управлению стал американский социолог и психолог Э. Мэйо. Главными факторами, по Э. Мэйо, оказывающими влияние на эффективность деятельности организации, являются социально-психологические, прежде всего отношения в коллективе. В центре теории человеческих отношений (поведенческий подход) находится неформальная структура организации (совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также различные внутренние связи в группе и между группами). Теория человеческих отношений, сосредоточивая внимание на неформальной структуре малых групп, хотя и продемонстрировала их важность, но оказалась односторонней, поскольку организационное поведение людей зависит не только от характера неформальной структуры, но и от формальной структуры и психологических особенностей самого человека.

Системный подход к управлению возник в начале 1960-х гг. На процесс его становления в теории управления повлияли широко распространенное в то время в науке «системное движение» и стремление исследователей соединить достоинства классического и поведенческого подходов, преодолеть их ограниченность. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение организации не как суммы отдельных компонентов, а как системы. Система — совокупность частей, связанных и взаимодействующих

С.211

между собой таким образом, что возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Организация рассматривается во взаимодействии с внешней средой; ее эффективность определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно изменяются, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться и приобретать новые качества.

В качестве компонентов системы чаще всего выделяют следующие: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию, людей. Центральным компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят и технология, и структура, и другие компоненты. Идеи системного подхода оказали большое влияние на развитие управленческого мышления. Их значение особенно велико при выработке решений стратегического характера.

Основанием для разработки ситуационного подхода к управлению в 1960-е гг. стала резкая критика стремлений ряда исследователей найти универсальные принципы управления, применимые к любым организациям и условиям их деятельности.

Сторонниками ситуационного подхода к управлению были поставлены задачи разработки типовых управленческих решений (систем управления) для определенных ситуаций. В связи с этим появилась необходимость исследовать, какие модели управления в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными.

В контексте разработки ситуационного подхода к управлению американский ученый Ф. Фидлер в своих исследованиях показал, что не существует одного, самого лучшего стиля деятельности руководителя; эффективность стиля руководства зависит от структуры задачи, решаемой коллективом, от объема полномочий руководителя и его отношений с подчиненными (В.С. Лазарев, 1997).

Зарубежными и отечественными специалистами в области управления разработаны следующие модели социального управления:

- линейная модель — прямое воздействие на объект управления и сосредоточение в одних руках всех функций руководства;

- функциональная модель — действует в пределах определенных функций, при этом создаются управленческие подразделения;

- целевая модель — обеспечивает всю полноту линейных полномочий в рамках проекта;

- проектная модель — деятельность распределяется по двум группам: группа развития отвечает за стратегическое планирование, ресурсное и кадровое обеспечение; проектная группа занимается реализацией планов, анализирует окончательные результаты деятельности по всему проекту;

С.212

- матричная модель — наряду с функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем;

- адаптирующая модель — обеспечивает привлечение специалистов функциональных отделов во временные проектные группы для решения возникающих задач;

- дивизиональная модель — ей присуща множественность принципов дифференциации при создании отделений в данном учреждении;

- модель «венчурная организация» — отличается высокой степенью самостоятельности руководителей подразделений. Это небольшие организации, в кратчайшие сроки осуществляющие научные идеи, создающие на их основе продукты или технологии, например экспериментальные педагогические площадки.

Процессный (функциональный) подход развивает положения классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов. Управление рассматривается представителями этого подхода как целостный процесс реализации управленческих функций: планирования, организации, руководства, контроля. Сторонниками процессного подхода признаются в равной степени важными для эффективности управляющей системы как формальная, так и неформальная структуры организации.

При системном подходе к управлению в основе построения управляющей системы лежит обобщенная модель процесса выработки решений, при процессном — управленческие задачи решаются на основе моделей реализации функций управления. При этом принимаются разнообразные решения, выработка которых осуществляется по разным схемам. Признается, что не существует одного, самого лучшего состава управленческих функций для разных систем управления и не существует какого-либо лучшего способа реализации функций каждого типа. Все зависит от ситуации.

Теория принятия решений и количественный подход (эмпирическая школа) активно разрабатывались в 1950— 1970-е гг. П. Друкером, В. Леонтьевым, У. Плоуменом и др. Этой школой также предложены экономико-математические методы и модели производственных процессов.

В 1970—1990-е гг. силами М. Портера, Р. Акоффа, А. Маслоу разработана теория стратегий, инноваций и лидерства. Разработка стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор ее конкурентоспособности; исследована роль инновационного менеджмента; разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом.

Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» создана в 1980— 1990-е гг. учеными Дж. Грейсоном, Т. Питерсом, Р. Уотерменом и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды. Разработаны модели оптимального функционирования экономики, глобализации и интернационализации менеджмента. Активно используются гибкий стратегический и инновационный менеджмент, ресурсосберегающие технологии и др.

Условно концепции управления можно разделить на две группы, приведенные в табл. 7.

С.213

Таблица 7

Основные положения концепций управления

Старая концепция (Ф.Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо) Новая концепция (И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен)
1. Организация — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды 1. Организация — это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объемы выпуска
3. Рациональная организация про­изводства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента; акцент на текущее планирование и баланс ресурсов 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления, при которых рационализация производства становится второстепенной; акцент на стратегическое планирование
4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть машин и производ­ственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда; главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда 4. Персонал — человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации; акцент на человеческие отношения; главный источник прибавочной стоимости — управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, четких регламентах, нормах, стандартах и правилах исполнения 5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную фило­софию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства

С.214


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: