Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Контроль нельзя путать с надзором и

выражением недоверия к персоналу.

Постулат менеджмента

В конце XX — начале XXI в. в России наряду с понятием «управление» стало активно использоваться понятие «менеджмент», причем менеджмент воспринимается или тождественным управлению, или как часть управления.

В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения.

С одной стороны, это — управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка, часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент — это управление самостоятельным видом деятельности, необязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными.

При этом цель менеджмента и в том и другом случае — до­стижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

Термин «менеджмент» употребляется и для обозначения учебной дисциплины. С этой точки зрения менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, пси­хология, педагогика, право.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце XIX — начале XX в. Одним из основоположников школы научного управления был американский инженер Ф.У. Тейлор. Английское слово management (управление) означало умение вести домашнее хозяйство, управляться с лошадьми, оружием и другими средствами. Со временем понятие «менеджмент» трансформировалось и стало употребляться в более широком смысле для обозначения различных аспектов управления организациями.

Образовательный менеджмент — развивающаяся комплексная наука, изучающая проблемы управления в образовании. В образовательном менеджменте действуют общие законы, принципы, функции, методы и средства управления; однако главной

С.208

его целью в большинстве учебных заведений, как правило, является не извлечение прибыли, а удовлетворение потребностей людей в образовании и самоактуализации.

Теория менеджмента относится к теории управления как часть к целому. Разновидностями социального управления являются государственное, военное, хозяйственное и др. Менеджмент — разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях, в отличие от такого же управления в условиях административно-командной, плановой системы регулирования экономики.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления:

- первый — это организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ);

- второй — культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения);

- третий — это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Успешное развитие управления образовательными учреждениями невозможно без опоры на общие основы менеджмента организаций. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, так как постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: