Виды конкуренции

Для дальнейшего понимания понятия конкурентоспособности и выявления способов её повышения в организации, необходимо понять, на каком рынке мы работаем, и какие из факторов каждого вида рынка необходимо будет учесть. Рассмотрим подробнее их особенности.

Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например концерн ВПК), частная регулируемая монополия (например, "РоссАтом"), или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления.

Учитывая особенности рынка телекоммуникационных услуг в России, а именно в нём функционирует рассматриваемая нами организация, предлагаем более подробно рассмотреть ситуацию на следующих видах рынка.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется, либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

И так можно выявить основные особенности рыночной ситуации в которых нам предстоит работать.

Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой. Но в то же время рынок в целом может быть достаточно чувствителен к действиям 2-5 игроков, поэтому ценовая политика обычно строится с учетом конкурентных предложений.

Почти невозможен тайный сговор по поводу ограничения производства и регулирования цен. Но возможны сговоры внутренних групп, стремящихся обеспечить нескольким компаниям позиции лидерства.

Фирма обычно строит свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов, поскольку те достаточно многочисленны.

На рынке имеется дифференциация продуктов, выпускаемых различными фирмами; Барьеры для вступления в олигополическую отрасль.

Эффект масштаба - для низких издержек на единицу продукции необходимо быть крупным производителем - барьер: размер капитала
Владение патентами. Для того, чтобы фирма успешно развивалась, необходимы нововведения, а значит необходимы патенты, которые достаточно дороги
Контроль над стратегическим сырьем - для ряда специализированных отраслей невозможно организовать производство без доступа на рынок сырья и полуфабрикатов.

Расходы на рекламу - затраты рекламной компании для проникновения на рынок могут быть значительными.

Олигопольные фирмы конкурируют друг с другом. Сговора по поводу установки цен между ними нет; результат поведения участников определяется изменением цены одним из них.

В таблице 1 схематично показаны все виды конкуренции на рынке.

Таблица 1. Виды конкуренции на рынке.

Структура рынка Количество продавцов и покупателей Характер продукции Условия входа/ выхода на рынок Информация и мобильность  
1. Совершенная конкуренция Множество мелких продавцов и покупателей Однородная Просто. Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации  
2. Монополия Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность  
3. Монополист. конкуренция Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов Разнородная Отдельные препятствия на входе Полная информация и мобильность  
4.Олигополия Ограничен. число продавцов и множество покупателей Разнородная и однородная Возможны отдельные препятствия на входе Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности  

Модель совершенной конкуренции является теоретической и не встречается в реалиях рынка. Так же, не часто можно встретить чистую монополию, чаще всего это организации производящие товары, либо услуги стратегического значения для государства, они как правило находятся под полным контролем властных структур. Следовательно, большинству фирм и организаций приходится работать в условиях монополистической конкуренции и олигополии. И для того чтобы организация смогла выжать в условиях конкуренции и повысить свою конкурентоспособность необходимо знать все механизмы воздействия на рынок и методы изучения факторов влияющих на деятельность организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: