double arrow

Понятия и факторы, формирующие конкурентоспособность организации

Понятие конкурентоспособность организации является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:

1. утверждение суверенитета потребителей;

2. постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;

3. стимулирование товаропроизводителей и потребителей;

4. обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;

5. саморегулирование товаропроизводителей;

6. дифференциация товаропроизводителей;

7. распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.

Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".

Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сделать вывод что, конкурентоспособность предприятия - это его способность производить и реализовывать на рынке востребованный товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках, где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы.

Внешними факторами являются:

1. уровень открытости экономики страны;

2. уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

3. уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

4. уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

5. государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

6. правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

7. налоговые ставки;

8. научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;

9. качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

10. государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

11. прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

12. климатические условия и географическое положение страны или региона.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются: конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране; характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов); развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами; случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств); экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

· прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

· миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

· совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

· уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

· уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

· уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

· совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

· сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

· уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

· сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

· доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

· удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

· уровень качества изготовления товаров.

· 4) Управленческие:

· уровень конкурентной стратегии предприятия;

· уровень конкурентоспособности менеджмента;

· уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

· уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

· уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

· уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

· показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

· скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

· финансовая устойчивость функционирования предприятия;

· доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: