На мой взгляд, целью целью образования является:
1. формирование у школьников представления о многоязычии;
2. Воспитание толерантного отношения к языковым и культурным различиям;
3. формирование языковых умений и навыков с носителями различных культур.
Для достижения этих целей в своей работе мы применяем разнообразные формы и методы в обучении иностранного языка, которые представляют собой системы конкретных способов обучения, а именно системы взаимодействия учителя и учащихся, как совокупности приёмов их деятельностей.
В методике обучения И.Я. понятие метод имеет два значения: метод как методическая система или принципиальное направление в обучении предмету в конкретный исторический период развития науки и метод - как путь и способ достижения определённой цели в преподавании и обучении. В научной литературе и в дидактике имеются разные подходы к выделению методов. С одной стороны, в основу их выделения и классификации могут быть положены источники информации, т. е. источники передачи и приобретения знаний, и тогда выделяются следующие методы:
|
|
· Словесные(источник- живое слово учителя), например, лекция, беседа, объяснение;
· Методы работы с книгой(работа по учебнику, чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, реферата);
· Метод наблюдения, эксперимент(если источник информации сама действительность);
· Метод упражнения и практические работы(источник- практический опыт учащихся).
С другой стороны, в основу классификации методов могут быть положены качественные параметры, а именно особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она главным образом воспроизводящей, или творческой, или исследовательской. На этой основе выделяются методы:
1) объяснительно- иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение;
4) частично-поисковый;
5) исследовательский.
Исходя из специфики учебного предмета, его деятельностного характера, в методике обучения иностранным языкам выделяют следующие методы:
· показ;
· объяснение;
· практика;
· контроль;
· самоконтроль.
Методы - это всегда взаимодействие. Всякое взаимодействие предполагает наличие двух (или более) деятельностей. Выделяют восемь методов взаимодействия учителя и учащихся, ориентированных на обучение иностранному языку:
1. Наглядно- чувственное коммуникативно- ориентированное
ознакомление;
2. Активное коммуникативно – ориентированное по возможности проблемно организуемое осмысление;
3. Коммуникативно- направленная тренировка продуктивного плана;
4. Коммуникативно- направленная тренировка рецептивного плана;
|
|
5. Коммуникативно – мотивированное применение говорения, письма;
6. Коммуникативно – мотивированное применение аудирования, чтения;
7. Самооценка, самокоррекция при порождении речи;
8. Самооценка, самокоррекция при восприятии речи.
Эти методы направлены на развитие всех основных сфер деятельности учащихся:
· Ориентировочной (1-2 методы);
· Исполнительной (3-6 методы);
· Контроля/самоконтроля (7-8 методы);
· Развитие важных психических процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, память, чувства и эмоции (все перечисленные методы).
Все эти вышеперечисленные методы отражают целостную систему взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку.
При всём разнообразии форм и приёмов работы на уроках ин. языка – моими излюбленными остаются игровые задания. Я считаю их универсальными, т. к., они могут проводиться на любом этапе урока, на любом уровне обученности, в любом возрастном звене. Самое главное- надо помнить о следующих моментах:
· выбор формы игровых заданий должен быть педагогически и дидактически обоснован;
· должно быть задействовано возможно большее количество учащихся;
· задания должны соответствовать языковым возможностям учащихся;
· задания должна составляться с учётом возрастных особенностей учащихся;
· языковые игры должны проводиться на ин. языке;
· игры- задания должны базироваться на изученном материале, как закрепление или контроль изученного материала.
Вот примерные виды игровых заданий:
1. Игры с буквами
2. Игры со словами
3. синтаксические игры
4. Игры с текстом
5. Грамматические игры
6. Поэтические игры
7. Корректировочные игры
8. Загадки, ребусы.
Эта классификация может быть расширена, так как на уровне слова, предложения и текстов могут выполняться и лексические, и грамматические, и стилистические, и орфографические, и фонетические игры.