Сокращение избыточной нагрузки в виде штрафов для субъектов малого и среднего предпринимательства

В целях сокращения избыточной нагрузки в виде штрафов для субъектов малого и среднего предпринимательства Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей разработаны предложения по дифференциации величины административных штрафов в зависимости от категории субъекта предпринимательства и состава административного правонарушения.

Основной проблемой для субъектов малого и среднего предпринимательства при уплате административных штрафов является то, что они наносят несоразмерный экономический ущерб малым и средним предприятиям, в виду их большого размера (например, за нарушение требований пожарной безопасности, таможенного законодательства и т.д.). Для преодоления данной проблемы представляется необходимым:

- уменьшение размеров нижних пределов административных штрафов в два раза для субъектов малого и среднего предпринимательства, при условии отсутствия тяжелых последствий правонарушения;

- возможность многократного применения административного наказания в виде предупреждения, если период между правонарушениями составляет не менее 180 дней.

Следующая проблема заключается в отсутствии достаточной дифференциации административных штрафов по субъектам правонарушения. Действующее законодательство предусматривает различные размеры штрафов для юридических и физических лиц, а также для должностных лиц.

Последние изменения в законодательстве позволили частично решить эти проблемы: был разработан и принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 515-ФЗ). Федеральный закон № 515-ФЗ разработан в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П. Так, Федеральный закон № 515-ФЗ закрепляет в КоАП РФ нормы, позволяющие судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела
об административных правонарушениях, назначать юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, указанного в санкции применяемой статьи (части статьи) Особенной части КоАП.

При этом Федеральным законом № 515-ФЗ предусматривается установление предельного размера административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение
не допускается.

Так, Федеральным законом № 515-ФЗ предлагается установить, что административный штраф, назначаемый юридическому лицу ниже низшего предела, не может составлять менее половины минимальной величины административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

Предельная величина, ниже которой снижение административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, не допускается, обусловлена существующей градацией предельных величин административных штрафов, установленных статьей 3.5 КоАП, согласно которой административный штраф устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей, за исключением предусмотренных КоАП случаев.

Таким образом, минимальный штраф, назначаемый юридическому лицу с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого
к административной ответственности юридического лица, может составить пятьдесят тысяч рублей, что соответствует максимальной величине штрафа для должностных лиц согласно статье 3.5 КоАП РФ.

Дальнейшая реализация законодательных новелл, введенных Федеральным законом № 515-ФЗ, позволит снизить нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, обусловленную высоким размером налагаемых штрафных санкций.

Другой проблемой является невозможность в соответствии с законодательством многократного применения такого вида административного наказания, как предупреждение, за одно правонарушение, что зачастую автоматически приводит к необходимости контролирующими лицами применять административные штрафы. В данном случае выходом могло бы послужить установление возможности многократного применения предупреждения, если период между правонарушениями составляет не менее 180 дней.

Еще одна проблема заключается в административном приостановлении деятельности. Приостановление деятельности на срок до 90 суток может нанести непоправимый экономический ущерб предпринимателю, несоразмерный последствиям правонарушения. Здесь возможным выходом из положения может служить уменьшение срока административного приостановления деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства до 10 суток.

Немало вопросов возникает при совершении субъектами малого и среднего предпринимательства длящегося правонарушения. Дело в том, что в настоящее время Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не отвечает на вопрос о возможности повторного назначения наказания за административное правонарушение, если оно продолжает совершаться, что приводит к неопределенности в данной сфере регулирования. Действенным решением здесь было бы введение в качестве условияназначения повторного наказания невыполнение предписания об устранении правонарушения в месячный срок.

Проблемой для субъектов малого и среднего предпринимательства также является ограниченность инструмента рассрочки выплаты штрафов. Предельный срок рассрочки штрафа в КоАП составляет 3 месяца, что зачастую недостаточно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение данной проблемы может заключаться в увеличении срока возможной рассрочки исполнения административного наказания в виде штрафа на срок до 1 года.

Существенную угрозу субъектам малого и среднего предпринимательства создают некоторые нововведения в области административных наказаний. В частности, законопроектом 173930-6 предусмотрено увеличение административных штрафов за нарушение прав потребителей до 30 раз. Представляется необходимым уменьшить и дифференцировать размеры штрафов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

В области ответственности за нарушения в области интеллектуальной собственности проблемой для субъектов малого и среднего предпринимательства является возможность для слишком широкого толкования оснований для привлечения к ответственности по ст. 7.12 КоАП. Здесь представляется необходимым ограничить применение ответственности по данной статье только случаями, повлекшими общественную опасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: