Исключение практики необоснованного применения антимонопольных норм в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

Значительную нагрузку на малый бизнес оказывают антимонопольное законодательство и практика его применения, свидетельствующая о большом количестве дел. При этом такие дела возбуждаются за нарушения, не влекущие существенных последствий для экономики. Как правило, малый бизнес не может оказывать влияния на товарный рынок, не может ограничить или исказить конкуренцию.

В среднем антимонопольные органы возбуждают в год около 10 тысяч дел о нарушении антимонопольного законодательства. Из них практически треть дел – это дела о злоупотреблении доминирующим положением, заключении антиконкурентных соглашений и совершении согласованных действия. Доля дел, возбуждаемых в отношении субъектов малого предпринимательства, по экспертным оценкам, составляет порядка 18% в указанном объеме.

При этом, дела против малых и средних предприятий характеризуются малозначительностью для конкурентной среды, низкими стандартами правопременения, мало информативностью решений ФАС России и низким уровнем анализа рынка. Стимулами к возбуждению таких дел по оценкам экспертов являются элементы «палочной» системы стимулирования сотрудников ФАС России. При этом с ростом числа дел против малых и средних предприятий растут и коррупционные риски всего антимонопольного регулирования.

Одновременно такое положение являются дестимулирующим фактором для осуществления предпринимательства. Необходимость аналитического и юридического сопровождения (в части соблюдения антимонопольных запретов) своей деятельности повышают для малого бизнеса издержки как при ее ведении, так и при открытии предприятия.

В целях сокращения избыточного регулирования, улучшения благоприятных условий деятельности для бизнеса предлагается рассмотреть ряд вопросов по снижению антимонопольного контроля деятельности субъектов малого предпринимательства.

Пунктом 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, предполагается снижение избыточного антимонопольного контроля за счет:

- установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений;

- сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой.

В частности, целесообразно установить иммунитеты по всем антимонопольным запретам в отношении малого бизнеса:

- в части злоупотребления доминирующим положением, за исключением случаев, если доля выручки от осуществления деятельности в условиях естественной монополии превышает 10% от общего объема выручки:

- в части заключения анти конкурентных соглашений и совершения согласованных действий, за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах;

- в части заключения всех видов соглашений, за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах для компаний, суммарная доля на соответствующем товарном рынке которых не превышает 20%.

В части оснований для проведения внеплановых проверок предлагается исключить возможность проведения внеплановых проверок в случаях, когда о нарушении антимонопольного законодательства сообщают физические, юридические лица или средства массовой информации, а также в случае обнаружения такого нарушения самими сотрудниками антимонопольного органа.

Внесение подобных изменений в законодательство позволит снизить количества возбуждаемых дел в отношении субъектов малого предпринимательства, повысить привлекательности ведения малого бизнеса и снять ограничения по использованию деловых практик, в итоге – повысить прибыльность деятельности малого бизнеса и стимулирование его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: