Малые и средние предприятия в силу особенностей своего функционирования крайне чувствительны к любым изменениям в сфере налогообложения.
В последние годы в данной сфере были приняты различные изменения, которые оказали как положительное, так и негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности.
1. Введение ПСН.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2013 года в России был введен новый специальный налоговый режим, предназначенный для микробизнеса и предполагающий упрощенные процедуры налоговой отчетности, – ПСН, который заменил применявшуюся ранее УСН на основе патента.
2. Отмена льготы по налогу на имущество для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
В 2014 году был принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предусмотрена обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для организаций – налогоплательщиков ЕНВД изменения вступили в силу с 1 июля 2014 года, для организаций, перешедших на применение УСН, – с 1 января 2015 года.
|
|
Ранее было установлено, что применение УСН предусматривает, в том числе освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). В то же время уплата ЕНВД предусматривала освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом (пункт 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 2014 года такой порядок определения налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости введен в 4 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Амурская область, Кемеровская область),
а с 2015 года такой возможностью воспользовались (приняли соответствующие региональные законы и утвердили перечни объектов) еще 24 субъекта Российской Федерации.
В сферу регулирования указанного закона попадает около 90% от числа микропредприятий в Российской Федерации (основные плательщики УСН и ЕНВД), налоговая нагрузка на которые значительно возросла.
Так, в Ростовской области в результате актуализации кадастровая стоимость земель промышленного назначения по различным оценкам выросла от 10 до 40 раз, что поставило на грань выживания значительное число малых производственных предприятий.
|
|
3. Введение торгового сбора.
С 2015 года в Налоговый кодекс Российской Федерации введена
глава 33 «Торговый сбор», согласно которой торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже с 1 июля 2015 года.
Решение о введении торгового сбора с 1 июля 2015 года на данный момент принято только в г. Москве (Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»).
Предполагается, что торговый сбор обеспечит легализацию налоговой базы торговых предприятий и не повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков в связи с тем, что суммы торгового сбора, уплаченные плательщиками, подлежат зачету в счет уплаты налога на прибыль, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем разработка и принятие поправок к Налоговому кодексу Российской Федерации в отношении введения торгового сбора вызвало широкий общественный резонанс и было негативно воспринято предпринимательским сообществом.
4. Введение налоговых «каникул» для отдельных категорий налогоплательщиков.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, введены «налоговые каникулы».
Субъекты Российской Федерации в течение 2015 - 2021 годов вправе:
- устанавливать налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации);
- определить виды предпринимательской деятельности в социальной, производственной и научной сферах, в отношении которых применяются налоговые каникулы, а также дополнительные ограничения по использованию индивидуальными предпринимателями права на применение льготной налоговой ставки, в том числе в виде средней численности работников и предельного размера доходов от реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 0%;
- лишать индивидуального предпринимателя права на применение налоговой ставки в размере 0% в случае нарушения им условий применения такой налоговой ставки.
С 2015 года субъекты Российской Федерации вправе издавать соответствующие законы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 32 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предполагается распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.
5. Совершенствование системы налогового администрирования.
В 2013-2014 гг. проведена масштабная работа по упрощению процедур взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В частности, модернизирован официальный сайт ФНС России, в рамках которого в настоящее время представлено 38 интерактивных сервисов.
Самым популярным сервисом ФНС России является сервис «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента». Сервис позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц, содержит сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, а также узнать другую полезную информацию, которая поможет проявить должную осмотрительность при выборе партнёров по бизнесу.
|
|
Сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» разъясняет налогоплательщикам официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России.
Сервисом также предусмотрена возможность отправки сообщений о несоблюдении налоговым органом рекомендаций (разъяснений) ФНС России.
Сервис «Часто задаваемые вопросы» содержит более 120 тысяч ответов на самые актуальные и часто задаваемые вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, налоговых вычетах, порядке взаимодействия с налоговыми органами, работе сервисов на сайте ФНС России и многим другим.
Сервис «Создай свой бизнес» представляет собой свод информации о прохождении процедур, необходимых для начала и ведения предпринимательской регистрации (выбор формы регистрации и режима налогообложения, правила применения контрольно-кассовой техники, проведение налоговых проверок).
Сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде» предоставляет налогоплательщику возможность в рамках пилотного проекта предоставить налоговую и бухгалтерскую отчётность в электронном виде.
Кроме того, с января 2014 года на всей территории Российской Федерации запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», который позволяет максимально упростить основные процедуры взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, а именно, получать открытую и общедоступную информацию о себе, содержащуюся в ЕГРЮЛ, ЕГРН, управлять состоянием расчетов с бюджетом и др.
|
|
В 2015 году планируется расширение функционала сервиса в части возможности получения доступа уполномоченным представителем юридического лица по доверенности.
Аналогичный сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» разрабатывается для индивидуальных предпринимателей.
6. Введение моратория на рост налоговых ставок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на период до 2018 года.
Для ведения предпринимательской деятельности и, в частности, возможности эффективного планирования крайне важным фактором является стабильность законодательства, в том числе в сфере налогообложения.
Несмотря на номинальное увеличение налоговых поступлений, в том числе по специальным налоговых режимам, доля неформального (теневого) оборота в экономике, сохранилась на достаточно высоком уровне[11], и ее снижение остается одной из важных задач экономической политики.
Важнейшим фактором краткосрочного воздействия, который может оказывать быстрое влияние на уровень предпринимательской активности и долю теневого сектора, является налогообложение, т.е. собственно налоги, налоговые ставки, принципы взимания, администрирования и привлечения к ответственности за нарушение правил.
Одним из наиболее ярких примеров налоговой реформы с серьезными негативными последствиями для уровня предпринимательской активности и уровня теневой активности в малом бизнесе стало повышение с 1 января 2013 года размеров страховых взносов в два раза с 17,2 до 35,7 тыс. рублей, что не замедлило отразиться на деловой активности в сегменте индивидуального предпринимательства.
Уже по итогам 4 квартала 2012 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось на 94 тыс. человек (на 2,4%). За 2013 год число индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 500 тыс. человек (т.е. на 12,9% к началу 2013 года). Таким образом, совокупное сокращение составило 594 тыс. индивидуальных предпринимателей или 14,9% от их численности на конец 3 квартала 2012 года.
Рисунок ХХ. Динамика изменения числа индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (кроме прекративших свою деятельность) за период с 1 января 2013 года по 1 сентября 2014 года, единиц
Источник: ФНС России.
Согласно результатам опроса, который в феврале 2013 года (т.е. сразу после повышения размера страховых взносов) провела ОПОРА России, 17% опрошенных заявили, что планируют в дальнейшем применять различные схемы с целью сокращения расходов, в частности, расходов по налогам (выплата заработной платы в конверте, занижение прибыли и пр.), около 17% заявили, что прогнозируют заметное сокращение рентабельности своего бизнеса, почти 10% решили отказаться от планов по его расширению. Около 7% опрошенных отметили, что будут вынуждены в целях экономии сокращать персонал.
Согласно результатам опроса, проведенного Минтрудом России и затронувшего более 19 тыс. индивидуальных предпринимателей, прекративших осуществлять предпринимательскую деятельность в 2013 году (около 5% от их общей численности), 59,4% предпринимателей снялись с регистрации непосредственно из-за увеличения размера страховых взносов.
Одним из наиболее серьезных негативных последствий реформы стал рост занятости в неформальном секторе экономики. Росстат по итогам июня 2014 года оценил занятость в неформальном секторе российской экономики почти в 15 млн. человек, т.е. порядка 20,8% занятого населения[12]. За период 2010–2014 годов эта доля заметно выросла – в январе 2010 года она составляла лишь 16,3% (ранее она достигала пика в период кризиса – в августе 2009 года – 21,9%).
Схожие оценки дают исследования Национального университета «Высшая школа экономики», – согласно их результатам в теневом секторе занято до 24% работающего населения. Международная организация труда оценивает уровень неформальной занятости в России в 12% от трудоспособного населения. По оценкам Минэкономразвития России, доля теневой занятости может достигать 30,1% экономически-активного населения (т.е. около 23 млн. человек).
Таким образом, для ведения предпринимательской деятельности и, в частности, возможности эффективного планирования крайне важным фактором является стабильность законодательства, в том числе в сфере налогообложения.
В этой связи введение моратория на повышение налоговой нагрузки, предусмотренное в Перечне поручений Президента Российской Федерации по результатам ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации, представляется своевременной и целесообразной мерой. Неизменность налогового режима сформирует в обществе соответствующие ожидания и в условиях макроэкономической нестабильности сможет поддержать предпринимательскую и инвестиционную активность.
В этой связи введение моратория на повышение финансовой нагрузки в связи с уплатной налогов и страховых платежей в государственные внебюджетные фонды, предусмотренное перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., представляется своевременной и целесообразной мерой. Неизменность налогового режима сформирует в обществе соответствующие ожидания и в условиях макроэкономической нестабильности сможет поддержать предпринимательскую и инвестиционную активность.
Вместе с тем, дальнейшим шагом экономической политики должно быть снижение доли неформального сектора за счет изменения налоговой политики, повышения удобства соблюдения налоговых требований и установления справедливой налоговой нагрузки, установления стабильного и прогнозируемого государственного регулирования в сфере фискального, гражданского, административного и уголовного законодательства, что позволит перевести максимальное числе предпринимателей в «наблюдаемую» экономику и сократить расходы на администрирование и контроль за соблюдением действующих норм и правил.
С целью получения прозрачной информации о влиянии изменений на уровень развития предпринимательства, необходимо соответствующее совершенствование системы налогового учета субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, необходимо дополнить единую электронную систему учета данных налогоплательщиков и показателей их деятельности показателями, в соответствии с которыми осуществляется отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к различным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».