Концептуальные подходы к совершенствованию налоговой политики

В рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрен ряд мер, направленных на сокращение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, в числе которых:

- предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1% (пункт 26 Плана);

- расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение ПСН (пункт 27 Плана);

- снижение в 2 раза максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в рамках применения ПСН (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей) (пункт 28 Плана);

- установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением ПСН и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан») (пункт 29 Плана);

- предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставку налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, с 15% до 7,5% (пункт 30 Плана);

- распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг (пункт 32 Плана).

Вместе с тем, данные предложения носят недостаточный характер и требуют разработки дополнительных инициатив, способных поддержать малый и средний бизнес в сложившейся экономической ситуации.

1. Повышение порогов применения специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применение специальных налоговых режимов позволяет предприятиям сократить налоговую нагрузку, а также сократить издержки на ведение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Необходимость перехода на общую систему налогообложения при превышении установленных порогов применения специальных налоговых режимов дестимулирует предприятия к развитию своей деятельности, в том числе расширению штата работников и увеличению объемов производства.

Пунктом 23 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрено увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства:

- для микропредприятий – с 60 до 120 млн. рублей;

- для малых предприятий – с 400 до 800 млн. рублей;

- для средних предприятий – с 1 до 2 млрд. рублей.

В целях гармонизации налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, а также в целях расширения круга лиц, имеющих возможность применять УСН и ПСН, предлагается проработать вопрос о постепенном увеличении пороговых значений по применению специальных налоговых режимов. В частности, с учетом уровня накопленной инфляции порог может быть увеличен до уровня 90 млн. рублей.

При этом в среднесрочной перспективе с учетом складывающейся практики применения УСН целесообразно поставить задачу по увеличению порога до уровня 120 млн. рублей

Учитывая сложную экономическую ситуацию, снижение платежеспособного спроса и повышение стоимости заемного финансирования, необходимо проработать возможность применения данных норм уже с 2015 года. Для этого необходимо внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях временного предоставления права подачи заявлений на применение специальных налоговых режимов в 2015 году до 1 июля 2015 года.

Применение данной нормы будет способствовать развитию малых предприятий, их качественному росту, а также снизит практику «дробления» предприятий и создания нескольких юридических лиц с целью возможности применения специальных налоговых режимов.

2. Предоставление права на применение «налоговых каникул» малым и средним предприятиям – юридическим лицам.

Юридические лица были исключены из-под действия «налоговых каникул», введенных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в целях снижения возможностей многократного использование этой льготы одними и теми же гражданами.
В то же время предоставление права на однократное использование налоговых каникул учредителю юридического решает эту проблему, что дает возможность распространить ключевую меру стимулирования начала предпринимательской деятельности на значительно более широкий круг субъектов хозяйственной деятельности.

3. Наделение налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

В целях сокращения издержек предпринимателей на взаимодействие с различными органами власти и государственными внебюджетными фондами, предлагается проработать вопрос о наделении налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

Следует отметить, что вопрос о передаче функции администрирования страховых платежей в ФНС России ранее уже прорабатывался Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России, Минздравом России, ФНС России с участием государственных внебюджетных фондов в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25.05.2013 № ДМ-П13-3469. По результатам исполнения данного поручения было принято решение рассмотреть указанный вопрос по истечении 2-3 лет с учетом анализа эффективности сборов взносов государственными внебюджетными фондами за более продолжительный период.

ФНС России по сравнению с государственными внебюджетными фондами обладает более полной информацией о деятельности налогоплательщиков и более широкими полномочиями по принудительному взысканию задолженности, что может положительно сказаться на уровне собираемости страховых взносов.

Предполагается, что передача функций администрирования взносов ФНС России сократит количество форм отчетности, представляемой плательщиками, и количество проверяющих органов.

4. Создание упрощенной формы легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан.

В настоящее время российским законодательством не предусмотрен особый правовой статус «самозанятый гражданин». Необходимость регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, с соответствующей имущественной ответственностью, необходимостью уплаты страховых взносов и налогов, уводит самостоятельную экономическую активность граждан в нелегальный сектор.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, а также
пунктом 29 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрено установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением ПСН и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан»).

В целях реализации указанного мероприятия предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 23 «Предпринимательская деятельность гражданина»), предусматривающих право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без государственной регистрации на основании приобретения патента.

Одновременно в необходимо проработать следующие вопросы применения патента самозанятыми гражданами:

- предусмотреть возможность приобретение патента без регистрации, по предъявлении паспорта, в том числе в МФЦ;

- определить срока действия патента: от 1 месяца до 1 года;

- определить фиксированную стоимость патента с включением в стоимость суммы страховых взносов;

- разработать перечень видов деятельности, которыми можно заниматься по патенту;

- предусмотреть при приобретении патента запрет на использование работников по найму.

5. Исключение из перечня оснований утраты права на применение патентной системы налогообложения неуплату налогоплательщиком налога с выплатой штрафа (пеней).

Одной из проблем при администрировании налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, является обязанность налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения при неуплате налога в установленные сроки (отсутствие обязанности по ведению учета произведенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, делает затруднительным перерасчет налогов по общему режиму налогообложения при утрате права на ПСН).

В целях совершенствования ПСН предлагается исключить из
главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации норму, обязывающую налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения при неуплате налога в установленные сроки, сохранив при этом норму, что наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением ПСН, является основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента на следующий налоговый период, а также установление санкций в виде уплаты штрафа (пеней) по уплате налогового платежа.

6. Отмена практики блокировки счетов при наличии задолженности по налогам и сборам.

Отмена блокировки налоговой инспекцией расчетных счетов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которая происходит во время списания задолженности по налогам, которая фактически парализует деятельность предприятий. Платежи по налогам являются приоритетными, поэтому при поступлении средств на расчетный счет налоговые платежи по инкассовым требованиям списываются в первую очередь и необходимость в дополнительной блокировке счета отсутствует. Более того, на снятие блокировки счета уходит 5-10 дней, в течение которых средства на счете остаются заблокированными, а предприятие вынуждено изыскивать дополнительные средства для расчетов с контрагентами.

7. Инвентаризация существующих обязательных неналоговых платежей с целью исключения избыточных и неэффективной их части с распределением по отраслям.

Значительный объем фискальной нагрузки на малые и средние предприятия составляют обязательные неналоговые платежи и сборы, например утилизационный сбор, плата за негативное влияние на окружающую среду и ряд других.

Такого рода обязательные платежи (парафискалитеты), отвечая всем признакам налогов и сборов, с целью их целевого использования зачисляются не на казначейские счета бюджетов, а на счета внебюджетных фондов или уполномоченных лиц, органы управления которых выполняют одновременно функции и контролера, и казначейства, и главного распорядителя.

На федеральном уровне к числу таких обязательных платежей, имеющих сходство с налогами и сборами, взимаемых в настоящее время на территории Российской Федерации, относятся более 70 различных платежей и сборов (см. Приложение 4).

По своей природе эти обязательные платежи ничем не отличаются от налоговых платежей, однако контроль над их уплатой ведется вне правового налогового поля, без предусмотренных в Налоговом кодексе Российской Федерации гарантий для плательщиков, надлежащего общественного контроля за их администрированием.

С целью выявления неналоговых платежей, обладающих налоговой природой, и недопущения роста их числа, необходимо провести мониторинг обязательных неналоговых платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и представить по его результатам информацию о платежах, обладающих двумя главными признаками налогов:

- обязательность (уплата этого платежа не зависит от желания или нежелания плательщика);

- индивидуальная безвозмездность (оплата не порождает встречной обязанности получателя совершить в пользу плательщика конкретные действия, соразмерные платежу).

Инвентаризация позволит собрать и систематизировать все платежи и исключить различные сборы, взымаемые с одного объекта, необоснованные платежи и, возможно, провести кодификацию существующих платежей.

Для решения данной проблемы предлагается провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей с минимизацией либо исключением избыточной либо неэффективной их части с распределением по отраслям.

В настоящий момент указанная инвентаризация проводится Минфином России совместно с Минэкономразвития России в рамках выполнения п. 5. перечня поручений Правительства Российской Федерации по итогам ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей № ИШ-П13-8997.

8. Закрепление возможности включения расходов, понесенных индивидуальными предпринимателями на собственное обучение, в состав понесенных расходов.

В сфере предпринимательства не достаточно специалистов, обладающих профессиональной компетенцией. При этом пунктом 3
статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав прочих расходов, если выполняются два условия: обучение, подготовка или переподготовка работников осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным учреждением, имеющим соответствующий статус; обучение, подготовку или переподготовку проходят работники, заключившие с работодателем трудовой договор.

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относятся к категории работников. Кроме того, у таких физических лиц отсутствует другой субъект трудовых отношений – работодатель. Следовательно, индивидуальный предприниматель не может быть направлен на обучение на курсах.

Исходя из вышеизложенного, индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, не вправе учесть в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров произведенные расходы в виде оплаты самому себе обучения на курсах.

Для решения данной проблемы предлагается предусмотреть возможность для индивидуального предпринимателя учета в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы на подготовку и переподготовку кадров в виде оплаты самому себе за обучение в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

9. Совершенствование порядка начисления и уплаты НДС.

Налог на добавленную стоимость – наиболее сложный налог российской налоговой системы и именно этот налог наиболее обременителен для бизнеса. Вместе с тем, НДС – это еще и самый высокодоходный налог бюджета, поэтому возможное сокращение доходов от этого налога в структуре бюджетных доходов не должно негативно сказаться на возможности государства эффективно выполнять свои функции, и прежде всего в социальной сфере.

Совершенствование системы уплаты НДС должно заключаться в корректировке действующего порядка определения налоговой базы и порядка исчисления и уплаты налога.

В рамках этой задачи необходимо:

- привести категорию «налоговая база» в соответствие с объектом налогообложения, исключив из налоговой базы авансы для всех налогоплательщиков. Эта мера не приведет к сокращению доходной части бюджета, однако существенно упростит порядок исчисления и уплаты налога, что позволит снизить административную нагрузку и на налогоплательщиков, и на налоговые органы;

- законодательно определить перечень имущественных прав, реализация (передача) которых приводит к возникновению объекта налогообложения;

- упростить порядок подтверждения нулевой ставки налога и последующего возмещения НДС, а именно сократить перечень документов, обосновывающих нулевую ставку, оставив только лишь те документы, которые подтверждают экспортный характер сделки.

10. Разработка механизма налогового стимулирования подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе учебных центров крупных предприятий.

Крупные предприятия в целях обучения своих сотрудников имеют возможность создавать собственные обучающие центры, позволяющие им проводить подготовку кадров необходимого профиля и квалификации.

Вместе с тем, существующее налоговое законодательство ограничивает мотивацию предприятий к развитию таких центров, а также содержит ограничения для подготовки кадров в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства на базе таких образовательных центров.

В частности, инвестиции бизнеса в самостоятельную подготовку кадров состоят из двух частей:

- капитальные затраты на создание материально-технической базы (покупка оборудования, создание образовательных центров, в которых обучаются студенты);

- операционные затраты на обучение (заработная плата персонала, расходные материалы и т.д.).

При этом, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации:

- объем НДС, уплаченный предприятием при осуществлении капитальных и операционных затрат на реализацию образовательного проекта, к вычету не принимается;

- не предусмотрена возможность отнесения к экономически обоснованным расходам расходов на обучение людей, не являющихся сотрудниками налогоплательщика, поскольку данные расходы не считаются связанными с производством и реализацией продукции;

- не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг.

Таким образом, даже при обучении собственных сотрудников на площадях образовательного центра расходы на содержание центра не признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для решения данной проблемы предлагается внести изменения в налоговое законодательство, позволяющее крупным предприятиям оказывать платные услуги по обучению сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью отнесения расходов на обучение собственных сотрудников к экономически обоснованным расходам, не включаемым в налоговую базу.

Внесение изменений в существующее налоговое законодательство Российской Федерации могут послужить мотивацией для предприятий к участию в дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

11. Совершенствование специальных налоговых режимов в части взаиморасчетов с предприятиями, применяющих общую систему налогообложения.

В налогообложении сельскохозяйственных производителей существует проблема, связанная с взаиморасчетами между налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, и налогоплательщиками, находящимися на общей системе налогообложения, с точки зрения учета НДС.

Так, налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, при приобретении продукции у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, теряют право на возмещение НДС. Как следствие, дополнительные расходы перекладываются на конечного потребителя – стоимость конечной продукции увеличивается.

В настоящий момент вопрос о принятии к вычету НДС по продукции, полученной от поставщиков, применяющих специальные налоговые режимы прорабатывается в рамках исполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № Пр-1568.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: