Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам

В целях снижения девальвационных и инфляционных рисков Совет директоров Банка России 16 декабря 2014 года принял решение о повышении ключевой ставки с 10,5% до 17% годовых. Рост ключевой ставки, которая определяет стоимость предоставления Банком России краткосрочной ликвидности в банковскую систему, приводит к соответствующему росту ставок на межбанковском рынке и ставок по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации физическим и юридическим лицам.

Доступность заемного финансирования является одним из основных факторов развития бизнеса. Однако в результате повышения ключевой ставки Банка России и сокращения ликвидности, банки ужесточают требования к заемщикам, а также существенно повышают ставки по кредитам (до 25-30%), что является запредельным уровнем для многих предприятий реального сектора.

Кроме того, при повышении ключевой ставки ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне (8,5%). Двойственность данного решения заключается в том, что именно ставка рефинансирования используется во многих расчетах, регламентированных Гражданским, Налоговым, Бюджетным, Трудовым кодексами и другими нормативными правовыми актами. По ставке рефинансирования определяются экономически обоснованные затраты на использование заемных денежных средств, осуществляется расчет возмещения НДС с процентов, определяется размер пеней и штрафов, что приводит к дополнительной нагрузке при использовании заемного финансирования в виде разницы между фактической и нормативной стоимостью привлечения заемных средств.

В рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, Правительством Российской Федерации предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемному финансированию, в числе которых:

- подготовка предложений о создании банка (агентства) «плохих долгов» в целях выкупа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проблемных активов кредитных организаций, долгов организаций (пункт 5 Плана);

- создание условий для использования при реализации отдельных мероприятий ключевой ставки Банка России в качестве базового индикатора при расчете параметров субсидирования процентной ставки по кредитам и осуществления иных мер экономической политики (пункт 10 Плана);

- корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 38 Плана);

- осуществление имущественного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Росагролизинг» в 2015 году для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта (пункт 45 Плана).

Однако, учитывая действие внешних ограничительных политических и экономических санкций и сложившуюся экономическую ситуацию, данные инициативы представляются недостаточными. Необходимо повысить целостность и прозрачность системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, повысить эффективность предоставления государственных средств, обеспечить их реальную доступность для малых и средних предприятий реального сектора экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: