Понятие и характерные черты прокуратуры. Система органов Прокуратуры Республики Беларусь. Прокурорский надзор – понятие и черты

Прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов:

  • министерствами;
  • подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами;
  • местными представительными и исполнительными органами;
  • предприятиями;
  • организациями и учреждениями;
  • общественными объединениями;
  • должностными лицами;
  • гражданами

возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь):

  • осуществляет надзор за:
    • исполнением законов при расследовании преступлений;
    • соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
  • в случаях, предусмотренных законом:
    • проводит предварительное следствие;
    • поддерживает государственное обвинение в судах.

Конституция Республики Беларусь определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126 КонституцииРеспублики Беларусь).

!!!!Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:

  • Генеральная прокуратура Республики Беларусь;
  • прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами;
  • прокуратуры районов, районов в городах, городов;
  • межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные прокуратуры;
  • иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Прокурорский надзор — специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в провер­ке точности исполнения законов, действующих на его территории. Проку­рорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие го­сударственные, общественные, самодеятельные или иные органы, орга­низации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает обще­ственные интересы не от имени отдельных органов представительной, ис­полнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, орга­низаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Кон­ституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соот­ветствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к уст­ранению) выявленных нарушений.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной сис­теме Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них.

Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельнос­ти, направленной на исполнение законов в Республике Беларусь, предпо­лагает недопустимость вмешательства в его осуществление.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином прокурорский надзор следует понимать:

а) специфи­ческий вид государственной деятельности;

б) самостоятельную отрасль юридической науки;

в) учебную дисциплину.

Прокурор — это действующие в пределах своей компетенции Гене­ральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощ­ники, советники, начальники структурных подразделений органов проку­ратуры, если иное не определено Законом Республики Беларусь «О про­куратуре Республики Беларусь».

Прокурорские работники — прокурор, следователь прокуратуры, ста­жер прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора — сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты прокурорского надзора — предприятия, учреждения, органи­зации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъектами - прокурорского надзора являются участники прокурорско-надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий над­зор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона кото­рым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор дня осуществления своих функций.

Правовые средства прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения раз­личного рода действий. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о про­куратуре для осуществления надзора.

Акты прокурорского реагирования — понятие, означающее закреплен­ное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств над­зора правонарушения.

Методика прокурорского надзора — совокупность научно-обоснован­ных и проверенных на практике методов и приемов (способов) примене­ния правовых средств.

Тактика прокурорского надзора - совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.

Представляется, что для определения сущности прокурорского над­зора необходимо определить цели и задачи этого вида деятельности проку­ратуры Республики Беларусь.

Цели прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция — про­курорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Кон­ституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламен­тирующим деятельность органов прокуратуры.

Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства права; обес­печение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности:

1) прокурорский надзор;

2) уголов­ное преследование;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Кон­ституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены в ст. 4 Закона о прокуратуре.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, за­конности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В це­лях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:

- за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами го­сударственного управления и иными государственными организация­ми, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местны­ми представительными, исполнительными и распорядительными орга­нами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными граждана­ми, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — надзор за исполнением законодательства);

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производ­стве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдени­ем законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность госу­дарственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и корруп­цией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, преду­смотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хо­зяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государствен­ное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном про­цессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республи­ки Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Бе­ларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Про­цессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об админис­тративных правонарушениях

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предос­тавленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В сфере надзора за исполнением законодательства задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными орга­нами власти и управления, а также должностными лицами, соответствова­ли Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.

В сфере надзора за исполнением законодательства при осуществле­нии оперативно-розыскной деятельности задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц соответство­вали законодательству Республики Беларусь.

При осуществлении надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания задачи прокуратуры заключаются в том, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности, задержание лиц, по­дозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотренным законом, никто не подвер­гался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответ­ственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения, соблюдался уста­новленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения ука­занных в законе мер процессуального принуждения, при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а так­же отягчающие и смягчающие его ответственность, выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности личности и жилища, тре­бования принципа презумпции невиновности.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постанов­лений, а также соблюдением законодательства при их исполнении задачами прокуроров является обеспечение соответствия закону приговоров, реше­ний, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, граждан­ским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству пра­вовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществ­ляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно-процессуальному законодательству.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приго­воры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста со­ставленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесе­нии надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедитель­ным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, — мотивированным и убе­дительным. В случае принесения протеста в порядке надзора этот процес­суальный документ должен быть законным, обоснованным, мотивирован­ным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность помещения осуж­денных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным при­говором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период отбывания ими наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законода­тельства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное осво­бождение осужденных от отбывания наказания как в связи с полным отбы­ванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного осво­бождения по основаниям, указанным в законе.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и спра­ведливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства свое­временно принимать предусмотренные законом меры к устранению нару­шений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, принимать обяза­тельное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, пред­усмотренных законом, и в случаях, требующих вмешательства прокурора; обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интере­сов государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан; своевременно опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кас­сационной жалобе участников процесса и по кассационному протесту про­курора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное заключение, направляя лицу, обрати­вшемуся с жалобой, мотивированный ответ, при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями закона о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

Основные признаки прокурорского надзора, раскрывающие его сущность:

- прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Это госу­дарственная деятельность, обеспечиваемая прокуратурой Республики Беларусь как единой централизованной системой органов, специаль­но образованных для осуществления этой деятельности, решающих за­дачи единообразного и безусловного исполнения законов на всей тер­ритории государства;

- прокурорский надзор осуществляется специальными субъектами — прокурорами. Прокуроры являются государственными служащими, правовое положение которых определено Законом о прокуратуре и Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Респуб­лике Беларусь»;

- прокурорский надзор — это вид официальной, установленной госу­дарством властной публичной деятельности, осуществляемой в зако­нодательно определенных формах и пределах, отличающийся от дру­гих видов государственной деятельности прежде всего своей направ­ленностью на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законодательства, относящейся к исключительным пол­номочиям прокуратуры;

- всеобъемлемость (широкий диапазон воздействия) прокурорского над­зора, отсутствие другого государственного органа, который бы осу­ществлял надзор за соблюдением Конституции и исполнением законо­дательства, действующего в Республике Беларусь, поскольку другие органы государства осуществляют контроль и надзор за исполнением отдельных законов, регулирующих сферу определенной ведомствен­ной деятельности;

- наличие у прокуроров специальных полномочий, включая возможность использования законодательно установленных форм реагирования прокурора на нарушения законности;

- прокурорский надзор является видом государственной деятельности, осуществляемой на нормативной основе, независимо от любых орга­нов, организаций, учреждений и их представителей.

Направление прокурор­ского надзора — это законодательно определенная самостоятельная часть единого прокурорского надзора, характеризующаяся наличием собствен­ных объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общественных отношений специфическими задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов.

В современный период прокурорский надзор составляет пять само­стоятельных направлений, закрепленных в Законе о прокуратуре:

- надзор за исполнением законодательства;

- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- надзор за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

1)НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2)НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

4) НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, А ТАКЖЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

5) НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.

Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.

Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: