Глава 15. Прекращение права собственности

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Комментируемая статья определяет перечень оснований прекращения права собственности. Под основаниями прекращения права собственности следует понимать поводы и обстоятельства, при наличии которых собственность не может существовать как вещное право.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общие основания для прекращения права собственности. Условно эти основания можно разделить на три группы:

1) добровольные основания - основания, возникновение которых зависит от волеизъявления субъекта права собственности;

2) основания, не зависящие от волеизъявления субъекта права собственности;

3) иные основания.

К первой группе относятся следующие основания:

1) отчуждение собственником своего имущества другим лицам - заключение собственником имущества с другими лицами гражданско-правового договора, предусматривающего передачу данного имущества в собственность другим лицам;

2) отказ собственника от права собственности - выражение волеизъявления собственника имущества, свидетельствующее об отстранении его от реализации правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.

Вторая группа оснований включает в себя следующие:

1) гибель имущества - утрата имущества, как правило, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть не зависящих от волеизъявления собственника имущества;

2) уничтожение имущества - приведение имущества в состояние, непригодное для его использования по целевому назначению.

Отметим, что как следует из материалов судебной практики, понятия "гибель имущества" и "уничтожение имущества" приравниваются. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда, рассматривая кассационную жалобу К.А. на решение Первомайского районного суда города Омска, которым ей было отказано в удовлетворении требований, в частности, о признании права собственности на земельный участок; истребования земельного участка из незаконного владения С.П. и обязанности С.П. снести объект незавершенного строительства. Судом было установлено, что спорный земельный участок был предоставлен деду К.А. К.И. на праве бессрочного пользования. На земельном участке был расположен дом, который к моменту подачи искового заявления был разрушен в результате пожара.

Суд в данном случае исходил из того, что если объект недвижимости уничтожен (погиб), то в силу п. 1 комментируемой статьи право собственности на него прекращается. Делая вывод о том, что объект недвижимого имущества в виде домостроения прекратил свое существование, суд в решении исходил из того, что под уничтожением (гибелью) объекта недвижимого имущества понимается утрата недвижимости свойств объекта гражданских прав (в данном случае - разрушение объекта строения), исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением. По смыслу закона прекращение права собственности на объект недвижимого имущества поставлено в зависимость не от обстоятельств, свидетельствующих о полном уничтожении (гибели) объекта, а от обстоятельств, свидетельствующих об утрате недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением. Для признания недвижимого имущества уничтоженным (погибшим) достаточным является частичное разрушение объекта недвижимого имущества, препятствующее дальнейшему его использованию в соответствии с первоначальным назначением.

К третьей группе следует отнести все иные основания, за исключением указанных в п. 2 комментируемой статьи, влекущие за собой утрату права собственности на имущество. К числу таких оснований можно отнести, например, совершение преступных деяний (кража, разбой и т.д.).

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет основания для принудительного изъятия у собственника имущества. По общему правилу, которое следует из ст. 35 Конституции РФ и из п. 2 комментируемой статьи, собственник не может быть лишен своего имущества иначе, как по основаниям, предусмотренным законом. Принудительное изъятие имущества - это отчуждение имущества помимо воли собственника. Основания такого принудительного изъятия установлены п. 2 комментируемой статьи, а содержание каждого из них раскрывается в последующих статьях комментируемого закона.

Следует отметить, что некоторым "особняком", исходя из п. 2 комментируемой статьи, являются такие основания прекращения права собственности, как приватизация и национализация, поскольку эти основания нельзя отнести к принудительным, так как, в частности, приватизация осуществляется по решению собственника. В целом же, исходя из п. 1 комментируемой статьи, данные основания следует отнести к третьей группе - иные основания, предусмотренные законом.

Отметим, что национализация, согласно п. 2 комментируемой статьи представляет собой переход имущества из частной собственности (собственность граждан или юридических лиц) в собственность государства. Обращаем внимание, что национализация должна осуществляться на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков. Так, в феврале 2011 в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект ФЗ "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников". Однако на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13.04.2012 N 273-6 ГД "О проекте ФЗ N 500676-5 "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников" данный проект был отклонен.

3. Судебная практика:

кассационное определение Омского областного суда от 09.02.2011 N 33-866/11.

Статья 236. Отказ от права собственности

1. Одним из оснований прекращения права собственности на имущество является волеизъявление собственника имущества, то есть его личный отказ от осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, в результате чего имущество становится бесхозяйным, брошенным или безнадзорным (если речь идет о животных).

Для того, чтобы гражданину или юридическому лицу отказаться от права собственности на имущество необходимо совершить одно из следующих действий:

1) объявить о факте такого отказа. В законодательстве вопрос о порядке реализации и форме такого отказа не урегулирован. Вместе с тем такой отказ возможен путем объявления об этом лицам, осведомленным о наличии права собственности у собственника, отказывающегося от имущества, либо путем помещения информации о факте такого отказа в средствах массовой информации;

2) совершение любых иных действий, подтверждающих факт такого отказа, например, оставление жилого помещения в виду переезда на новое место жительства без передачи права собственности другому лицу на это жилое помещение и без отчуждения.

2. В целом относительно формы отказа из материалов судебной практики следует вывод о том, что сам по себе отказ должен быть четко и бесспорно выраженным. Так, при разрешении одного из судебных споров суд указал, что решение о признании брошенной вещи бесхозяйной может быть принято только в том случае, если представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что собственник движимой вещи отказался от своих прав на нее. При этом отказ от вещи должен соответствовать действительному волеизъявлению собственника и не должен быть вынужденным. Само по себе бездействие собственника вещи не свидетельствует, по общему правилу, о намерении отказаться от права собственности на нее.

На практике также встает вопрос о приобретении права собственности на вещь, от которой собственник отказался. Право собственности на нее приобретается в рамках гл. 14 ГК РФ. Так, например, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа администрации сельского поселения Петровское в принятии в муниципальную собственность автомобильного путепровода. Из материалов дела следовало, что данное общество обратилось администрации сельского поселения Петровское о принятии данного путепровода в муниципальную собственность в виду отказа от права собственности на него. Однако суд посчитал, что действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность принудительного принятия в муниципальную собственность имущества, являющегося частной собственностью. Материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что спорное право общества прекратилось по основаниям, предусмотренным законом, в том числе вследствие отказа общества от спорного имущества. При таких обстоятельствах суд признал отказ администрации в принятии спорного имущества в муниципальную собственность законным и обоснованным.

В случае если собственник отказался от права собственности на имущество, то до приобретения на него права собственности другим лицом он сохраняет свои обязанности по содержанию этого имущества, а также собственно права собственника. Полагаем, что данная норма введена с целью обеспечения сохранности такого имущества. Однако если собственник этого имущества самостоятельно устранился от осуществления прав и обязанностей собственника, данное положение комментируемой статьи реализовано быть не может.

3. Судебная практика:

определение Ленинградского областного суда от 21.03.2013 N 33-989/2013;

постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.2013 по делу N А82-8253/2012.

Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. Если у собственника имеются неисполненные обязательства, исполнение которых возможно только за счет имущества, то на это имущество может быть обращено взыскание, которое является основанием для прекращения права собственности на имущество. Обращение взыскания на имущество осуществляется путем его изъятия у собственника, то есть путем его непосредственного отобрания у собственника с целью недопущения возможности с его стороны осуществлять правомочия собственника имущества. Основанием для такого изъятия является решение суда, то есть судебное постановление, которым дело разрешается по существу, и в котором содержатся сведения о наличии у собственника неисполненных обязательств, исполнение которых возможно за счет его имущества.

В то же время из п. 1 комментируемой статьи следует, что законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания на имущество. Так, например, НК РФ предусматривает возможность наложения взыскания в виде налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств. Такое взыскание налагается по решению налогового органа. Также ст. 89 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 предусматривает, что для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность.

Кроме того, особые случаи изъятия имущества в целях исполнения имущественных обязательств могут устанавливаться в качестве условий гражданско-правовых договоров.

2. В случае изъятия имущества у лица в качестве исполнения обязательства право собственности у данного лица прекращается. При этом момент прекращения права собственности напрямую связан с моментом приобретения права собственности лицом, в пользу которого изымается имущество. Так, например, в Самарской области состоялось судебной разбирательство по иску ЗАО "КБ ДельтаКредит" к физическим лицам о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении снятии с регистрационного учета. Из судебных материалов по данному делу следует, что ответчику был предоставлен кредит для приобретения двухкомнатной квартиры; одновременно с государственной регистрацией договора купли-продажи квартиры осуществлена регистрация ипотеки квартиры в пользу банка, предоставившего кредит. Решением суда, вступившим в законную силу, удовлетворен иск банка об обращении взыскания на данную квартиру. Банк воспользовался своим правом залогодержателя и оставил за собой указанную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Следовательно, с момента возникновения у банка права собственности на указанную квартиру ответчики утратили право собственности на нее и подлежат выселению.

3. Применимое законодательство:

ГПК РФ;

НК РФ;

Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

4. Судебная практика:

апелляционное определение Самарского областного суда от 24.07.2012 по делу N 33-6835/2012.

Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

1. На практике возможны такие ситуации, когда в собственности лица оказывается имущество, которое в соответствии с законодательством не может ему принадлежать. Однако правовые основания для возникновения такого права имеются. Так, например, в соответствии с федеральным законодательством и на основании договора купли-продажи в собственность лица может поступить земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно сельскохозяйственных угодий. В то же время ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Поэтому если в собственности лица окажется земельный участок, размер которого превышает установленный, то такой земельный участок в силу п. 1 комментируемой статьи и положений указанного ФЗ должен быть отчужден. Общий срок для такого отчуждения - 1 год с момента возникновения права собственности. Однако ст. 5 вышеназванного ФЗ предусматривает, что отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу этого ФЗ, должно быть осуществлено в течение года со дня его вступления в силу.

2. В случае если лицо, у которого оказалось имущество, которое не может ему принадлежать, не произведет отчуждение данного имущества, то оно подлежит принудительному изъятию путем принудительной продажи либо передачи в государственную или муниципальную собственность. Однако такое изъятие возможно только при одновременном наличии следующих условий:

1) вынесение решения суда в рамках искового производства, в котором содержатся сведения о необходимости такого изъятия;

2) наличие заявления государственного органа или органа местного самоуправления, как основания для возбуждения судебного производства по делу об отчуждении такого имущества;

3) возмещение бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. Суд, как правило, назначает проведение оценки этого имущества в целях определения суммы возмещения. Собственно предоставление бывшему собственнику права на возмещение является своего рода компенсацией за утрату имущества, основания для приобретения которого соответствовали законодательству.

3. В случае приобретения лицом имущества по основаниям, предусмотренным законодательством, например, в силу заключения договора купли-продажи или мены, но без специального разрешения, требуемого в соответствии с законодательством, в выдаче которого ему отказано, такое имущество также подлежит отчуждению на общих основаниях. Так, например, ст. 9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" предусматривает, что приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию.

4. Применимое законодательство:

ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

1. В связи с ненадлежащим использованием земельного участка, например, использованием не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, такой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд, то есть для обеспечения реализации целей и задач государства, его субъектов, муниципальных образований, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако на таком земельном участке может находиться недвижимое имущество, являющееся собственностью того же собственника земельного участка, у которого он изымается.

В этом случае по общему правилу также изымается и здание, сооружение, строение, иное недвижимое имущество, находящееся на этом земельном участке, если на это недвижимое имущество должно быть прекращено право собственности в виду изъятия земельного участка, так как без прекращения права собственности изъятие невозможно. Данное положение реализует принцип земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изъятие такого недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа для государственных нужд или путем его реализации с публичных торгов.

Однако такие изъятие или выкуп возможны только при условии, что государственный орган или орган местного самоуправления докажут, что использование изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможно только при условии прекращения права собственности на здание, строение или иное недвижимое имущество, на нем расположенное. Так, например, в Ростовской области Администрация города Ростова-на-Дону обратилась в суд с требованием об изъятии у граждан домовладения, сарая, гаража, расположенных на земельном участке, а также этого земельного участка. Исковые заявления в данном случае были удовлетворены, поскольку суд установил, что решение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости принято мэром города в пределах его компетенции; земельный участок с находящимися на нем жилыми и нежилыми помещениями был изъят для муниципальных нужд в целях реализации программы реконструкции центральной части города, утвержденной решением городской думы; администрация города направила письменные уведомления собственникам домовладения о принятии решения об изъятии. Суд по иску администрации города принял решение об изъятии у собственников домовладения путем выкупа, о прекращении их права собственности и пр. Размер выкупной цены установлен судом на основании экспертного заключения, определившего наибольшую стоимость имущества.

2. В случае если недвижимое имущество (здания, строения, сооружения и т.п.) находятся не на земельном участке, а на таких объектах, как горные отводы, водные объекты и другие обособленные природные объекты, которые изымаются, то правовое регулирование судьбы такого недвижимого имущества осуществляется в соответствии с вышеуказанными положениями ГК РФ.

3. Применимое законодательство:

ЗК РФ.

4. Судебная практика:

апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.11.2012 по делу N 33-13019.

Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

1. Комментируемая статья (вступает в силу с 01.03.2015) направлена на регулирование вопросов отчуждения такого особого вида недвижимого имущества, как объект незавершенного строительства.

Следуя принципу о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, п. 1 комментируемой статьи закрепляет требование об изъятии объектов незавершенного строительства путем их продажи с публичных торгов, которые расположены на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, который был предоставлен в аренду по результатам аукциона, если договор аренды этого земельного участка прекращен.

Если речь идет об объектах незавершенного строительства, то очевидно, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, был предоставлен другому лицу (физическому или юридическому) в аренду для строительства. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ проведение аукциона осуществляется в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Заключение договора аренды для строительства по результатам аукциона означает заключение договора на период осуществления строительства, из чего следует, что период строительства должен соответствовать сроку действия договора аренды. Размещение на земельном участке объекта незавершенного строительства означает незавершение строительства в срок действия договора аренды.

Поэтому установление требования о продаже такого объекта с публичных торгов представляется правомерным. Однако для такой продажи только факта расположения на земельном участке объекта незавершенного строительства недостаточно. Необходимо, чтобы было вынесено решение суда о такой продаже с публичных торгов. Поэтому все же основанием для такой реализации объекта является решение суда.

2. Поводом для вынесения судом решения о продаже объекта незавершенного строительства является обращение в суд с исковым заявлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности. Предоставление указанным органам такого права является обоснованным, так как именно ими организуется проведение публичных торгов для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также для продажи объекта незавершенного строительства. Так, например, на федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Однако требование вышеуказанных лиц может быть и не удовлетворено, если арендатор земельного участка (собственник объекта незавершенного строительства) докажет, что нарушение сроков завершения строительства было допущено по вине указанных органов, которые могли допустить затягивание сроков ввод объекта в эксплуатацию, например, путем неосуществления технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

3. Поскольку речь идет о продаже объекта незавершенного строительства с аукциона, то для обеспечения такой продажи, то есть для гарантии, что во время аукциона будут осуществляться "шаги" аукциона, необходимо установление начальной цены, которая, как правило, является рыночной.

В случае если публичные торги признаются несостоявшимися, например, в результате участия в них только одного лица, то объект незавершенного строительства может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Аналогично порядку прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что все средства от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта. При этом из вырученных денежных средств вычитаются расходы на подготовку и проведение публичных торгов.

4. Если в отношении земельного участка был заключен договор аренды без проведения торгов в целях завершения незавершенного строительством объекта, но при этом срок его истек, а объект не был завершен, то вопросы об отчуждении такого объекта решаются в соответствии с вышеприведенными нормами.

5. Применимое законодательство:

постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

1. Особенности прекращения права собственности в отношении культурных ценностей заключаются в том, что аналогично прекращению права собственности в отношении недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, подлежащем изъятию (см. комментарий к ст. 239 ГК РФ), культурные ценности также могут быть изъяты путем их продажи с публичных торгов. Субъектом такого изъятия является государство. Обратим внимание на то, что и в случае с недвижимым имуществом, и культурными ценностями, положения ГК РФ устанавливают диспозитивную норму - может быть изъято, что означает возможность такого изъятия по усмотрению государства.

Однако как в случае с изъятием недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, для изъятия культурных ценностей необходимы определенные условия. Такими условиями являются:

1) отнесение культурных ценностей к особо ценным и охраняемым государством в соответствии с федеральным законодательством;

2) бесхозяйственное содержание собственником таких культурных ценностей - непринятие со стороны собственника мер по обеспечению сохранения культурных ценностей, что может повлечь утрату ими своего целевого назначения, либо принятие мер, которые не являются достаточными для сохранения культурных ценностей;

3) вынесение судом решения. Так, в соответствии со ст. 54 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 22.10.2014 N 315-ФЗ) в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень;

региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с комментируемой статьей, а также ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом:

1) расходов на проведение публичных торгов;

2) стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр (например, ремонта или реставрации памятника; см. подробнее п. 1 ст. 40, 42, 43, 44, 45 и др. ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации");

3) стоимости выявленного объекта культурного наследия;

3) стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия (например, спасательных археологических полевых работ; см. подробнее п. 2 ст. 40, ст. 45.1 и др. ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

2. Применимое законодательство:

Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1);

ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

ФЗ от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Судебная практика:

постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2009 N Ф04-1958/2009(3738-А46-45)(3739-А46-45);

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 N 13АП-15827/11.

Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

1. Изъятие путем выкупа домашних животных является основанием для прекращения в отношении них права собственности. Условиями такого изъятия являются следующие:

1) обращение с домашними животными собственника способами, которые явно противоречат правилам и нормам гуманного отношения к животным. Эти правила обычно устанавливаются либо в обществе в виде общих представлений об обращении с животными, например, недопущение причинения им вреда, травмы, увечья, длительного голодания. Либо такие правила могут устанавливаться законодательством. Например, п. 9 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997, предусмотрено, что при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания;

2) вынесение судом решения об изъятии у собственника домашних животных, которое может быть принято только в случае обращения в суд с исковым заявлением лица, которое желает выкупить таких домашних животных. Однако полагаем, что в этом случае суду также необходимо будет установить потенциальную возможность непричинения вреда и надлежащего содержания таких животных лицом, желающим их выкупить.

Также в судебном решении может устанавливаться и цена выкупа если по поводу нее не достигнута договоренность, либо такая цена может устанавливаться по соглашению собственника и лица, желающего выкупить домашних животных.

2. Применимое законодательство:

Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997.

Статья 242. Реквизиция

1. Реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по причине форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер). Как правило, реквизиция осуществляется в целях обеспечения спасения людей, а также реализации государственных интересов. В качестве примера можно привести изъятие у собственника транспортного средства, в частности моторной лодки либо обычной лодки при наводнении в целях спасения людей.

Реквизиция возможна при наличии следующих условий:

1) принятие решения уполномоченного государственного органа. Такое решение должно приниматься в письменной форме с указанием причин и необходимости изъятия имущества;

2) соблюдение порядка и условий, установленных законодательством. Так, например, согласно ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции;

3) выплата собственнику стоимости имущества. Оценка стоимости имущества может проводиться в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а может определяться самим государством либо по соглашению с собственником имущества. Но и в том, и в другом случае собственник имущества вправе обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании установленной цены изымаемого имущества.

Отметим, что ни в п. 1, ни в п. 2 комментируемой статьи не устанавливаются сроки такой выплаты. Полагаем, что выплата должна быть произведена на следующий день после проведения оценки изымаемого имущества.

2. Собственнику, у которого в порядке реквизиции было изъято имущество, несмотря на наличие у него права на возмещение стоимости этого имущества, гарантируются права на возврат реквизированного имущества. Однако реализовать это право собственник может только при одновременном наличии следующих условий:

1) прекращение действия форс-мажорных обстоятельств, например, прекращение стихии;

2) обращение в суд с исковым заявлением о возврате реквизированного имущества;

3) сохранение такого имущества в натуре.

3. Применимое законодательство:

ЗК РФ;

ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Статья 243. Конфискация

1. Конфискация представляет собой изъятие имущества у собственника в качестве санкции за совершение преступления или иного противоправного деяния. В отличие от реквизиции конфискация является безвозмездным изъятием имущества, так как это определенный вид негативного последствия за совершение преступления или иного противоправного деяния. Условиями осуществления конфискации являются следующие:

1) указание на возможность осуществления конфискации в законе. Так, например, ст. 104.1 УК РФ предусматривает, что конфискацией имущества является принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора таких видов имущества, как:

деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения отдельных видов преступлений;

деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения отдельных преступлений, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому;

2) вынесение судом решения об осуществлении конфискации.

Из материалов судебной практики следует, что при привлечении организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения по соответствующей статье КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа и конфискации имущества, дополнительная санкция в виде конфискации не может быть применена, если организация не является собственником этого имущества и оно не изъято из оборота.

2. Помимо судебного порядка конфискация имущества может осуществляться и уполномоченными органами, то есть в административном порядке, но только в случаях, которые предусмотрены законом. В настоящее время законодательные акты, предусматривающие санкцию за совершение правонарушений в виде конфискации содержат бланкетную норму о том, что конфискация, например, земельного участка, незаконно заготовленной древесины, транспортных средств и других орудий незаконной заготовки древесины осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, то есть в судебном порядке.

3. Применимое законодательство:

УК РФ;

ЗК РФ;

КоАП РФ;

ЛК РФ.

4. Судебная практика:

постановление ФАС Центрального округа от 22.05.2012 по делу N А48-3558/2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: