double arrow

И молодежного периода

Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста

и развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В период

полового созревания происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых же-

лез и вторичных половых признаков. Окончательно определяются индивидуальные типо-

логические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков поло-

вого диморфизма. К 15–17 годам подростки уже имеют тело практически взрослого че-

ловека. Это совпадает, по сути, с остановкой физического развития и завершением поло-

вого созревания, а также со становлением сексуальности. В то же время уровень психо-

социальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Иначе говоря, подро-

сток – это человек, который уже не ребенок, но еще не взрослый. Эти особенности и

должны лечь в основу специфики консультирования молодежи и систему охраны здоро-

вья этой категории населения; они также помогают понять специфику поведения подро-

стка, в том числе и его рискованных для здоровья форм. Возрастная динамика процессов

развития подростка и их взаимоотношения показаны на рис. 1.1.

Физическое развитие – совокупность морфологических (ана-

томических) и функциональных свойств организма, достигнутых в ре-

зультате реализации индивидуальной генетически детерминирован-

ной программы развития организма в конкретных условиях внешней

среды.

Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья

ГЛАВА 1 10

1.1.

Возрастная динамика физического, полового,

Психосексуального и психосоциального развития

Подростков

физическое

половое

психосексуальное

психическое

социальное

Ребенок Подросток Взрослый

Лет

Рисунок 1.1. Динамика и компоненты пубертатного созревания

Существенным событием периода полового созревания является так называемый

пубертатный скачок роста. В это время рост тела за год увеличивается на 7–12 см. В рос-

те заметны половые различия: у девочек он происходит в среднем в 11–12 лет (обычно

совпадает с первой менструацией – менархе – или предшествует ей), у мальчиков – меж-

ду 12 и 13 годами. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое за-

медление и прекращение (у девушек – в 16–16,5 лет, у юношей – после 18 лет).

С 11 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков рост массы тела начинает превышать рост

его длины. В период пубертатного скачка растут все размеры тела: сначала длина, затем

масса, а примерно через год – окружность грудной клетки. Интенсивность и продолжи-

тельность этого скачка у каждого индивидуума различны. В этот период подростки часто

кажутся долговязыми, непропорциональными. Из-за временных нарушений координации

движений они выглядят неуклюжими. Для подростков оказываются весьма болезненны-

ми насмешки окружающих по этому поводу. Данная ситуация может оказаться поводом

для обращения подростка за помощью.

У современных подростков наблюдается снижение показателей физического раз-

вития и функциональных возможностей основных органов и систем. Есть убедительные

данные о прекращении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей

и подростков (акцелерации) и даже об их децелерации [29, 42]. Длина тела имеет тенден-

цию к снижению на 3,5 см за 5 лет, масса тела – 4 кг за 5 лет.

Не менее актуальной для современных детей и подростков становится проблема

дефицита массы тела. Известно, например, что низкая масса при нормальных значениях

длины тела в 5,3 раза повышает риск развития хронических болезней; впрочем, и высо-

кая масса тела при нормальных значениях длины тела в 2 раза увеличивает риск разви-

тия любой патологии. Имеются сведения о том, что у детей с недостаточным физическим

развитием на 2–3 года задерживается возраст менархе. Первые месячные приходят не

ранее, чем масса тела достигнет 45–47 кг. В ходе консультирования необходимо постоян-

но подчеркивать, что нормальная масса тела является залогом адекватного формирова-

ния репродуктивной системы. Таким образом, гармоничное физическое развитие явля-

ется необходимой предпосылкой полноценного полового созревания и ведущим факто-

ром профилактики нервной анорексии.

Половое созревание подростков характеризуется формированием помимо других

параметров вторичных половых признаков и репродуктивных органов, обеспечивающих

способность к зачатию.

Начало периода полового созревания связано с активизацией гипоталамуса, гипо-

физа и воздействием гонадотропных гормонов на яички (у мальчиков) и на яичники (у де-

вочек).

Гонадотропины способствуют завершению структурной дифференцировки и функ-

циональному созреванию гонад, которые начинают вырабатывать половые гормоны. Ос-

новной половой гормон, вырабатываемый яичками – тестостерон, яичниками – эстради-

ол. У мальчиков тестостерон определяет развитие наружных половых органов и оволосе-

ние по мужскому типу, у девочек формирует мышечную массу, рост и созревание костей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: