Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста
и развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В период
полового созревания происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых же-
лез и вторичных половых признаков. Окончательно определяются индивидуальные типо-
логические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков поло-
вого диморфизма. К 15–17 годам подростки уже имеют тело практически взрослого че-
ловека. Это совпадает, по сути, с остановкой физического развития и завершением поло-
вого созревания, а также со становлением сексуальности. В то же время уровень психо-
социальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Иначе говоря, подро-
сток – это человек, который уже не ребенок, но еще не взрослый. Эти особенности и
должны лечь в основу специфики консультирования молодежи и систему охраны здоро-
вья этой категории населения; они также помогают понять специфику поведения подро-
стка, в том числе и его рискованных для здоровья форм. Возрастная динамика процессов
развития подростка и их взаимоотношения показаны на рис. 1.1.
Физическое развитие – совокупность морфологических (ана-
томических) и функциональных свойств организма, достигнутых в ре-
зультате реализации индивидуальной генетически детерминирован-
ной программы развития организма в конкретных условиях внешней
среды.
Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья
ГЛАВА 1 10
1.1.
Возрастная динамика физического, полового,
Психосексуального и психосоциального развития
Подростков
физическое
половое
психосексуальное
психическое
социальное
Ребенок Подросток Взрослый
Лет
Рисунок 1.1. Динамика и компоненты пубертатного созревания
Существенным событием периода полового созревания является так называемый
пубертатный скачок роста. В это время рост тела за год увеличивается на 7–12 см. В рос-
те заметны половые различия: у девочек он происходит в среднем в 11–12 лет (обычно
совпадает с первой менструацией – менархе – или предшествует ей), у мальчиков – меж-
ду 12 и 13 годами. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое за-
медление и прекращение (у девушек – в 16–16,5 лет, у юношей – после 18 лет).
С 11 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков рост массы тела начинает превышать рост
его длины. В период пубертатного скачка растут все размеры тела: сначала длина, затем
масса, а примерно через год – окружность грудной клетки. Интенсивность и продолжи-
тельность этого скачка у каждого индивидуума различны. В этот период подростки часто
кажутся долговязыми, непропорциональными. Из-за временных нарушений координации
движений они выглядят неуклюжими. Для подростков оказываются весьма болезненны-
ми насмешки окружающих по этому поводу. Данная ситуация может оказаться поводом
для обращения подростка за помощью.
У современных подростков наблюдается снижение показателей физического раз-
вития и функциональных возможностей основных органов и систем. Есть убедительные
данные о прекращении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей
и подростков (акцелерации) и даже об их децелерации [29, 42]. Длина тела имеет тенден-
цию к снижению на 3,5 см за 5 лет, масса тела – 4 кг за 5 лет.
Не менее актуальной для современных детей и подростков становится проблема
дефицита массы тела. Известно, например, что низкая масса при нормальных значениях
длины тела в 5,3 раза повышает риск развития хронических болезней; впрочем, и высо-
кая масса тела при нормальных значениях длины тела в 2 раза увеличивает риск разви-
тия любой патологии. Имеются сведения о том, что у детей с недостаточным физическим
развитием на 2–3 года задерживается возраст менархе. Первые месячные приходят не
ранее, чем масса тела достигнет 45–47 кг. В ходе консультирования необходимо постоян-
но подчеркивать, что нормальная масса тела является залогом адекватного формирова-
ния репродуктивной системы. Таким образом, гармоничное физическое развитие явля-
ется необходимой предпосылкой полноценного полового созревания и ведущим факто-
ром профилактики нервной анорексии.
Половое созревание подростков характеризуется формированием помимо других
параметров вторичных половых признаков и репродуктивных органов, обеспечивающих
способность к зачатию.
Начало периода полового созревания связано с активизацией гипоталамуса, гипо-
физа и воздействием гонадотропных гормонов на яички (у мальчиков) и на яичники (у де-
вочек).
Гонадотропины способствуют завершению структурной дифференцировки и функ-
циональному созреванию гонад, которые начинают вырабатывать половые гормоны. Ос-
новной половой гормон, вырабатываемый яичками – тестостерон, яичниками – эстради-
ол. У мальчиков тестостерон определяет развитие наружных половых органов и оволосе-
ние по мужскому типу, у девочек формирует мышечную массу, рост и созревание костей.