Организация обслуживания контактной сети

Контактная сеть является составной частью устройств электроснабжения, предназначенных для электроснабжения тяги поездов, устройств СЦБ идругих железнодорожных потребителей.

К основным электротехническим устройствам электроснабжения относятся также тяговые подстанции, в том числе передвижные, транс­форматорные подстанции, распределительные и питающие пункты электрической энергии, электростанции, в том числе передвижные; посты секционирования и пункты параллельного соединения; линии электроснабжения, в том числе продольные, т. е. расположенные вдоль железной дороги, воздушные и кабельные распределительные сети; наружное освещение железнодорожных станций, остановочных пунк­тов, переездов и других объектов; система телемеханики устройств электроснабжения.

Обслуживание всех этих устройств возложено на дистанцию электроснабжения (ЭЧ) — структурное подразделение отделения желез­ной дороги (НОД) (производственного предприятия на железнодорожном транспорте). Техническое руководство хозяйством электроснабжения осуществляется в департаменте «Магистральные железнодорожные сети» (ЦЖС) АО НК КТЖ департаментом электрификации и электроснабжения (ЦЭ), в управлениях дорог (Н) — службами электроснабжения (ЭЧ.

Границы обслуживания дистанций электроснабжения, как правило, расположены в пределах отделений железных дорог. В состав крупных отделений на электрифицированных грузонапряженных направлениях и с большим объемом работ по электроснабжению организуют две и более дистанции электроснабжения. На железных дорогах всего их имеется около 300. В зависимости от объема работ дистанции электроснабжения подразделяются на четыре группы.

При количестве баллов свыше 70 устанавливается I группа, от 40 до 70 — II, от 15 до 40 — III и до 15 — IV.

Дистанция электроснабжения в своей деятельности руководствуется Законом РК о государственном предприятии (объединении) с учетом особенностей применения к железнодорожному транспорту, Законом РК о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.

Административно-техническое руководство осуществляет аппарат дистанции электроснабжения во главе с начальником, заместителем и главным инженером, имеется производственно-техническая группа и бухгалтерия.

Круглосуточное оперативное руководство осуществляется энергодиспетчерской группой (ЭЧЦ), обслуживающей один и более диспетчерских кругов в пределах дистанции.

К основным производственным цехам относятся районы контактной сети (ЭЧК), тяговые подстанции (ЭЧЭ) и районы электрических сетей (ЭЧС), к вспомогательным — электромонтажный и эксплуатационно-производственный участок (ЭПУ), механические мастерские (ЭЧМ), складское хозяйство.

Районы контактной сети осуществляют техническое обслуживание и ремонт контактной сети, а также воздушных линий продольного электроснабжения напряжением 6 и 10 кВ, питающих устройства СЦБ и другие потребители, и линий напряжением до 400 В на перегонах и промежуточных станциях (кроме крупных узловых), проходящих по опорам контактной сети и на отдельно стоящих.

Границы обслуживания районов контактной сети определяются эксплуатационной длиной участка и развернутой или приведенной длиной контактной сети (электрифицированных путей).

Эксплуатационная длина — это расстояние обслуживаемого электрифицированного участка между границами независимо от числа путей на общем земляном полотне.

Развернутая длина определяется суммированием длин всех электрифицированных путей, перегонов и станций в пределах обслуживания.

Приведенная длина определяется следующим образом: к эксплуатационной длине прибавляется длина, принимаемая 0,9 км за 1 км каждого главного электрифицированного пути сверх первого на пере­гонах и станциях и всех электрифицированных на станциях стыкования и принимаемая 0,75 км за 1 км электрифицированных станционных путей на других станциях.

Эксплуатационная длина электрифицированной линии, находящейся в ведении одного района контактной сети, обычно около 50 км; дежурный пункт находится в середине обслуживаемого участка. На крупных узловых станциях с большим развитием электрифицированных путей и при расположении дежурного пункта в одном из концов района контактной сети эксплуатационная длина обслуживания в зависимости от развернутой длины электрифицированных путей составляет до 35 км.

Дежурный пункт района контактной сети служит для размещения персонала, мастерских, гаража и складских помещений. На его территории имеются здание, перегрузочная платформа и другие вспомогательные устройства. Дежурный пункт размещают так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный выезд восстановительной автомотрисы (дрезины) и автолетучки.

Строят дежурные пункты районов контактной сети по типовым проектам (рис. 208 и 209). В некоторых случаях дежурные пункты размещают на общей территории и в одном здании с тяговыми подстанциями или конторами дистанции электроснабжения. На крупных станциях в составе районов организуют дополнительные дежурные пункты.

Для оперативных переговоров персонала с энергодиспетчером и работниками других служб на дежурных пунктах имеется аппаратура селекторной энергодиспетчерской и телефонной связи. Для переговоров непосредственно с места производства работ служат переносные полевые телефоны, подключаемые к проводам линий энергодиспетчерской связи, аппараты перегонной связи, которые находятся в шкафах у сигналов автоблокировки, или радиостанции, которые имеются на автомотрисах (дрезинах) и автолетучках.

Протяженность района контактной сети устанавливают по развер­нутой длине контактной сети. Развернутую длину контактной сети для района обычно принимают на двухпутных и многопутных линиях до 150 км, на однопутных—до 80 км и на крупных узловых станциях — до 200 км. Объем работы района контактной сети определяется баллами в зависимости от показателей, и по количеству баллов определяется группа сложности района по оплате труда ИТР.

Подсчитывается общее количество баллов по установленному нормативу. При количестве баллов свыше 4,5 устанавливается I группа, от 1,5 до 4,5— II и до 1,5—III.

Районы контактной сети, обслуживающие станции стыкования постоянного и переменного тока, относятся к группе I. Районы контактной сети имеют установленный штат электромонтеров во главе с начальником и электромехаником. Штат подсчитывают на основании норм расхода трудовых затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети. Затраты составляют 0,12—0,18 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети.

Для быстрой ликвидации повреждений контактной сети предусмотрен дежурный персонал, при определении численности которого исходят из расчета средней потребности 4,2 чел. при круглосуточном дежурстве на рабочем месте и 2,1 чел. — при дежурстве на дому. Количество и состав ремонтных бригад зависят от протяженности контактной сети, обслуживаемой районом. Примерный штат района контактной сети с одной или двумя ремонтными бригадами следующий:

В состав районов, где кроме контактной сети на перегонах и промежуточных станциях персонал обслуживает высоковольтные линии, питающие устройства автоблокировки, линии продольного электроснабжения, освещения и другие низковольтные линии, расположенные в пределах района, кроме того, входит электромеханик и группа электромонтеров по их обслуживанию (3—5 чел.).

В районах контактной сети ведут и регулярно корректируют оперативно-техническую документацию в соответствии с требованиями Правил технического обслуживания и ремонта контактной сети электрифицированных железных дорог.

В районе контактной сети, кроме того, в дистанции электроснабжения и восстановительном поезде для крупных восстановительных работ содержится неснижаемый запас материалов, оборудования и приспособлений по перечню, утвержденному МПС.

Районы контактной сети имеют монтажно-восстановительную автомотрису или дрезину с изолированной вышкой, железнодорожную платформу и восстановительную автолетучку.

Монтажно-восстановительная автомотриса АДМ предназначена для выполнения монтажных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на контактной сети. Передвижение автомотрисы осуществляется дизелем, скорость автомотрисы до 100 км/ч. Она имеет подъемную рабочую площадку с высотой подъема до 7 м, изолированную от заземленных частей, что позволяет выполнять с нее работы на контактной сети под напряжением. Площадки имеют ограждение в виде складных перил. Управление площадкой дистанционное, угол ее поворота 210° с выносом консольной части от оси пути на расстояние 6,8 м. На кабине расположен стреловой кран грузоподъемностью до 3 т·с вылетом стрелы до 8 м, который используется для установки опор контактной сети, погрузки и выгрузки материалов. На автомотрисе установлен генератор мощностью 50 кВт, напряжением 400 В. В кабине автомотрисы может перевозиться 11 чел. Автомотриса укомплектована радиостанцией для связи с энергодиспетчером. Запас материалов и деталей размещают в специальных ящиках на платформе автомотрисы и четырехосной или специальной двухосной железнодорожной платформе.

На такой же базе создана грузовая автодрезина ДГКу, предназначенная для выполнения маневровых и погрузочно-разгрузочных работ краном грузоподъемностью до 3 т и перевозки грузов — до 6 т. Такое же назначение имеют ранее выпускавшиеся автодрезины АГМу с грузоподъемностью крана 1 т и возможностью перевозки грузов до 5 т. Грузоподъемные краны с консольной гори­зонтальной стрелой имеют высоту подъема от уровня головки рельса у автомотрисы ДГКУ 4 м и автодрезины АГМу 3 м с вылетом стрелы соответственно до 5,8 и 4,5 м.

Монтажно-восстановительная автомотриса АГВ (рис. 15.9) приводится в действие дизелем, скорость автомотрисы до 80 км/ч. Оборудована генератором-электростанцией мощностью 50 кВт. Рабочая изолированная площадка с гидравлическим приводом механизма подъема имеет максимальную высоту подъема от головки рельса 7,6 м и вылет от оси пути 4 м. Площадка поворачивается на 90° в обе стороны. Входят на рабочую площадку через две изолированные нейтральные площадки. Изоляция площадок рассчитана на напряжение до 35 кВ. Рабочая площадка и контактная сеть в ночное время освещаются установленными на площадке прожекторами.

Рис. 15.9. Монтажно-восстановительная автомотриса АГВ

На автомотрисе имеется кран грузоподъемностью 3 т со стрелой, поворачивающейся на 180°. Привод поворота и подъема стрелы также гидравлический. Краном автомотрисы можно устанавливать железобетонные опоры.

Монтажно-восстановительная дрезина ДМС (рис. 15.10) передвигается с помощью двигателя ЗИЛ-130, скорость дрезины до 80 км/ч. Монтажная вышка состоит из направляющей шахты и подъемной клети. Поднимается и опускается клеть винтом, приводимым во вращение через червячный редуктор от двигателя автодрезины.

Рис. 15.10. Монтажно-восстановительная дрезина ДМС

Для подъезда к месту работ с поля служат автолетучки повышенной проходимости на базе автомобиля ГАЗ-66 типа АК. Она имеет два отсека: передний — пассажирский на 7 чел. и задний — грузовой для перевозки 500 кг груза. Имеются в эксплуатации также автолетучки на базе автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 и др.

Для доставки бригад в условиях бездорожья (заболоченные участки, водные преграды) применяют автолетучки – вездеходы ГТТ или ГАЗ-47 на гусеничном ходу. Имеются автолетучки монтерского пункта АМП-3 на базе машин УАЗ для перевозки 4 чел. и груза 320 кг.

Работы на контактной сети под напряжением без закрытия перегонов для движения поездов ведутся с изолирующих съемных вышек, (рис. 15.11), имеющихся на дежурных пунктах, на станциях, раздельных пунктах и перегонах вблизи посадочных платформ из расчета одна вышка на 4—5 км эксплуатационной длины. Они изготавливаются в двух исполнениях: для работ под напряжением на контактной сети постоянного тока 3,3 кВ и переменного тока 27,5 кВ.

Рис. 15.11. Изолирующая съемная вышка

В изолирующей съемной вышке лестницы 2 и раскосы 3 изготовлены из сухого пропитанного трансформаторным маслом дерева или из стеклопластика. Раму 1 изготавливают из стальных труб.

Лестницы и раскосы деревянных изолирующих съемных вышек для работы на участках переменного тока изготавливают из сосновой древесины повышенного качества, пропитанной раствором гидрофобной кремнийорганической жидкости или ГКЖ-94. Для усиления изоляции вышек стойки под рабочей площадкой 4 дополнены изолирующими вставками из стеклотекстолита или слюдогетинакса, покрытыми лаком. Каждую вышку снабжают двумя шунтирующими штангами 5 и подвесной лестницей длиной 3 м для работы на несущем тросе.

Масса съемной изолирующей вышки для участков постоянного тока не более 133 кг и переменного тока — 143 кг.

Для подъема на опоры контактной сети пользуются приставными и навесными деревянными лестницами длиной 9 и 6,5 м — массой соответственно 38 и 24 кг или разборными металлическими ЛР-1, состоящими из шести звеньев длиной 1,55 м каждый, последовательно наращиваемых до необходимой высоты. Ширина лестницы 0,5 м, масса 48 кг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: