Методические указания. · Ф.И.О. педагога, характеристика исторического этапа

1. Заполнение таблицы:

· Ф.И.О. педагога, характеристика исторического этапа;

· цель и задачи педагогической системы;

· основные принципы педагогической системы формы организации педагогического процесса;

· воспитательно-образовательные средства;

· содержание воспитательно-образовательного процесса.

2. Составление схемы.

3. Работа студентов со словарем педагогических терминов по эпохе Античности (познакомьтесь с представленными понятиями и дополните их):

Абак – счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для обучения детей вычислениям.

Аггелы – специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.

Агоны – ежегодные публичные состязания, проводимые на началах соревнования в агеллах.

Академия – философская школа, основанная Платоном близ Афин в 4 в. до н.э., названная по имени мифического героя Академа.

Всадники – привилегированный отряд эфебов из юношей, окончивших гимнасию.

Гимнасия – государственное воспитательное учреждение в древних Афинах 6-4 вв. до н.э., посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе. Наибольшей известностью пользовались гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг.

Герусия – совет старейшин в Спарте, руководивший всей образовательно-воспитательной системой.

Грамматист – платный частный учитель элементарной грамоты в древних Афинах и Риме. В школе грамматиста детей обучали чтению, письму и счету.

Демос – свободнорожденная малоимущая часть населения, занимавшаяся обычно ремеслом (в том числе учительским) в древних Афинах.

Демоты – старейшины в афинском государстве, которые имели право зачислять юношу в эфебы или отказать ему в зачислении.

Дидаскал – учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучал детей чтению, письму и счету.

Ирены - юноши в возрасте от 15 до 20 лет, зачисленные после проверочного года в военные отряды.

Калькулятор – учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.

Кифарист – частный учитель в Афинах, обучавший за плату мальчиков 7-14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.

Калокагатия (от греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) – в древнегреческой философии - гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.

Киники – представители древнегреческой философской (сократической) школы 4 век до н.э. Наиболее известный представитель Диоген из Синопа. Основа счастья и добродетелей – отказ; от богатства, славы, всех чувственных добродетелей.

Криптия – право молодежи, входившей в военные отряды, убивать любого из илотов, кажущегося подозрительным.

Лакония – юго-восточная часть Пелопоннесского полуострова; в древности на территории Лаконии находился Спартанский полис. Названия Лакония и Спарта употребляются как синонимы.

Лаконичная речь в спартанской системе воспитания – умение четко и кратко отвечать на вопросы.

Литератор – учитель грамоты в первых классах древнеримской начальной школы.

Мусическая школа – частное платное воспитательно-образовательное учреждение в Афинах, включающая литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики, этики, философии.

Палестра – гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.

Педагогиум – древнеримская школа для детей рабов.

Педагог – образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.

Педоном – воспитатель в агеллах.

Педотриб – руководитель палестры.

Ритор – учитель красноречия.

Риторские школы – учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей.

Сократическая беседа – метод обучения, заключавшийся в том,что собеседника подводили к правильным выводам с помощью системы наводящих вопросов.

Софистики – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных выводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.

Софронист – выбиравшийся в Афинах начальник над эфебами и дидаскалами.

Стиль - в Древней Греции и Риме стержень для письма.

Стоики – представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н.э.; основные представители: Зенон и Хрисипп.

Философские салоны – частные философские школы в Древнем Риме, в которых знакомились с философской концепцией их создателей,

Филы – области афинского полиса, от которых выбирались представители для надзора за эфебами.

Эфебия – обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.

Эфебы – свободнорожденные юноши 18-20 лет, обучавшиеся военному искусству в эфебии в Афинах.

Ювентус – распространенная в Древнем Риме со 2 в. до н.э. молодежная образовательная организация, основанная на прин­ципах афинской эфебии.

Литература

1. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1. - Ч. 1.Словарь античности. - М., 1989.

2. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.пед.вузов по спец.: 030900 – Дошкольная педагогика и психология. 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования/Под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Академия, 2000.

3. Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб., 1993. – Т. 1. – Ч. 2.

4. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. - М., 1987. - Т. 4.

2. Аристотель. Политика // Там же.

3.Платон. Государство // Собр. соч. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: