1. Заполнение таблицы:
· Ф.И.О. педагога, характеристика исторического этапа;
· цель и задачи педагогической системы;
· основные принципы педагогической системы формы организации педагогического процесса;
· воспитательно-образовательные средства;
· содержание воспитательно-образовательного процесса.
2. Составление схемы.
3. Работа студентов со словарем педагогических терминов по эпохе Античности (познакомьтесь с представленными понятиями и дополните их):
Абак – счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для обучения детей вычислениям.
Аггелы – специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.
Агоны – ежегодные публичные состязания, проводимые на началах соревнования в агеллах.
Академия – философская школа, основанная Платоном близ Афин в 4 в. до н.э., названная по имени мифического героя Академа.
Всадники – привилегированный отряд эфебов из юношей, окончивших гимнасию.
|
|
Гимнасия – государственное воспитательное учреждение в древних Афинах 6-4 вв. до н.э., посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе. Наибольшей известностью пользовались гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг.
Герусия – совет старейшин в Спарте, руководивший всей образовательно-воспитательной системой.
Грамматист – платный частный учитель элементарной грамоты в древних Афинах и Риме. В школе грамматиста детей обучали чтению, письму и счету.
Демос – свободнорожденная малоимущая часть населения, занимавшаяся обычно ремеслом (в том числе учительским) в древних Афинах.
Демоты – старейшины в афинском государстве, которые имели право зачислять юношу в эфебы или отказать ему в зачислении.
Дидаскал – учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучал детей чтению, письму и счету.
Ирены - юноши в возрасте от 15 до 20 лет, зачисленные после проверочного года в военные отряды.
Калькулятор – учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.
Кифарист – частный учитель в Афинах, обучавший за плату мальчиков 7-14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.
Калокагатия (от греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) – в древнегреческой философии - гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.
Киники – представители древнегреческой философской (сократической) школы 4 век до н.э. Наиболее известный представитель Диоген из Синопа. Основа счастья и добродетелей – отказ; от богатства, славы, всех чувственных добродетелей.
|
|
Криптия – право молодежи, входившей в военные отряды, убивать любого из илотов, кажущегося подозрительным.
Лакония – юго-восточная часть Пелопоннесского полуострова; в древности на территории Лаконии находился Спартанский полис. Названия Лакония и Спарта употребляются как синонимы.
Лаконичная речь в спартанской системе воспитания – умение четко и кратко отвечать на вопросы.
Литератор – учитель грамоты в первых классах древнеримской начальной школы.
Мусическая школа – частное платное воспитательно-образовательное учреждение в Афинах, включающая литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики, этики, философии.
Палестра – гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.
Педагогиум – древнеримская школа для детей рабов.
Педагог – образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.
Педоном – воспитатель в агеллах.
Педотриб – руководитель палестры.
Ритор – учитель красноречия.
Риторские школы – учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей.
Сократическая беседа – метод обучения, заключавшийся в том,что собеседника подводили к правильным выводам с помощью системы наводящих вопросов.
Софистики – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных выводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.
Софронист – выбиравшийся в Афинах начальник над эфебами и дидаскалами.
Стиль - в Древней Греции и Риме стержень для письма.
Стоики – представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н.э.; основные представители: Зенон и Хрисипп.
Философские салоны – частные философские школы в Древнем Риме, в которых знакомились с философской концепцией их создателей,
Филы – области афинского полиса, от которых выбирались представители для надзора за эфебами.
Эфебия – обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.
Эфебы – свободнорожденные юноши 18-20 лет, обучавшиеся военному искусству в эфебии в Афинах.
Ювентус – распространенная в Древнем Риме со 2 в. до н.э. молодежная образовательная организация, основанная на принципах афинской эфебии.
Литература
1. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1. - Ч. 1.Словарь античности. - М., 1989.
2. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.пед.вузов по спец.: 030900 – Дошкольная педагогика и психология. 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования/Под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Академия, 2000.
3. Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб., 1993. – Т. 1. – Ч. 2.
4. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
Дополнительная литература
1. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. - М., 1987. - Т. 4.
2. Аристотель. Политика // Там же.
3.Платон. Государство // Собр. соч. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.